Уже через 14 дней после введения российского эмбарго на ввоз сельскохозяйственной и продовольственной продукции из стран Западной Европы и Северной Америки российские власти приняли постановления, смягчающие этот запрет. Так, Москва разрешила импорт некоторых продуктов, которые могут поддержать развитие местной пищевой промышленности. Два дня назад российские политики заявили, что не будут препятствовать импорту продуктов питания, произведенных из попавшего под эмбарго западного сырья на территории государств Таможенного союза, который Россия создала вместе с Белоруссией и Казахстаном в 2010 году. После этого Белоруссия отменила запрет на импорт живого крупного рогатого скота из Евросоюза, утверждая, что больше нет прежних опасений относительно ветеринарного заражения, и что это решение не имеет ничего общего с планами по наращиванию поставок в Россию. Соглашусь, первая ласточка – еще не весна, но определенный сдвиг очевиден.
Правительство России в целом по понятным причинам старается ограничить последствия своих решений, ведь до эмбарго почти половина местного потребления молока, говядины, сыров и рыбы приходилась на импорт. Кроме того, власти все чаще получают жалобы на сильный рост розничных цен как раз на эти продукты.
Но в политике может случиться что угодно, а в международной торговле можно воспользоваться методом потемкинских деревень. Ведь ответственные лица не уточнили ни меры добавленной стоимости, которую их партнеры по Таможенному союзу должны прибавить к сырью из Западной Европы, ни того, как подобную продукцию собираются проверять. Так что вполне возможно, что благодаря Таможенному союзу большинство запрещенных продуктов все же попадет в Россию. Ведь все говорит о том, что в отличие от европейских санкций, ясно направленных на конкретные лица и экономические отрасли, запрет на импорт продуктов питания из ЕС был, скорее, политическим жестом, который должен был продемонстрировать российским гражданам способность страны подчеркнуто ответить на эти санкции. Вот только ответ этот затронет больше всех самих граждан, что в будущем может принести Кремлю вместо политических баллов политические проблемы.