Позавчера слушатель программы Slate Money написал в редакцию и задал один из тех вечных и не имеющих ответа вопросов, который все любят обсуждать. Кого в нашей стране можно считать богачом? Или, как спросил слушатель по имени Мэтт, «какой уровень доходов необходим, чтобы считать себя принадлежащим к высшим слоям общества в США»?
Задайте этот вопрос американцам, и их ответ сведется по сути дела к следующему: «Богач — это тот парень, который зарабатывает больше, чем я». Всего один процент взрослых людей в США готовы называть себя высшим слоем общества, о чем свидетельствуют данные опроса исследовательского центра Pew (но там — ни слова о том, сколько эти люди зарабатывают). Между тем, почти девять человек из 10 относят себя к тому или иному уровню «среднего класса» — высшему, низшему или просто среднему.
Вопрос о том, кого считать богатым, вызывает наибольшее оживление тогда, когда Вашингтон начинает думать о повышении налогов. Большинство американцев полагает, что «богачи» должны платить больше налоговому управлению США, но вопрос в том, кого считать богачами. Вот самый простой способ: посмотреть на распределение доходов и выбрать планку. Согласно базе данных по самым большим доходам в мире, семейный доход в размере 113 000 долларов в год уверенно ставит вас на десятое место, а доход в 394 000 долларов делает вас истинным членом пресловутого одного процента. Вы можете с полным правом заявить, что любой, кто зарабатывает больше, является богачом — или, по крайней мере, зарабатывает весьма незаурядную сумму денег.
Кроме того, нет оснований ограничивать себя простым двойным показателем богатый — небогатый. Возьмите старую классификацию состоятельности Тимоти Ноя (Timothy Noah). Несколько лет тому назад он написал на страницах Slate, что верхние 10% следует считать «типа богатыми», один процент «откровенно богатыми», а 0,1% — «вонючими богачами». Мне такая классификация всегда казалась довольно разумной. Если у нас в повседневном языке есть слова для обозначения разных оттенков среднего класса, то почему не сделать то же самое для характеристики богачей.
Но в последнее время я задумываюсь над вопросом о том, кого можно называть богачом, в несколько ином свете, благодаря книге Марка Рэнка (Mark Rank), Томаса Хершля (Thomas Hirschl) и Керка Фостера (Kirk Foster) «В погоне за американской мечтой» (Chasing the American Dream). Там излагается весьма вдумчивый и немного необычный подход к определению класса. Вместо того, чтобы смотреть на распределение доходов за год, они отслеживают, как меняются заработки американцев во взрослом возрасте, и рассчитывают степень вероятности того, что кто-то из нас временно будет бедным или богатым.
Степень вероятности стать богачом выше, чем вы думаете. Более 76% американцев хотя бы на протяжении одного года испытывают радости и наслаждения от семейных доходов, обозначаемых шестизначной цифрой, а более половины в тот или иной момент жизни зарабатывают более 150 000 долларов. Около 20% хотя бы раз достигают отметки в 250 000 долларов, и в наши дни они попадают в верхние два процента по уровню доходов.
Сколько американцев становятся богатыми, и как долго это продолжается?
Однако доходы - вещь непостоянная. По словам Рэнка и его соавторов, лишь половина американцев имеет обозначаемые шестизначной цифрой доходы на протяжении пяти и более лет, и лишь треть — в течение целого десятилетия. Между тем, менее двух процентов за свою жизнь преодолевают планку в четверть миллиона 10 и более раз. И лишь один процент делает это 10 лет подряд.
Почему наши доходы столь серьезно увеличиваются и сокращаются? Люди болеют и увольняются с работы. Они получают премиальные. Некоторые в течение года напряженно трудятся сверхурочно. Родители отказываются от карьеры, чтобы ухаживать за детьми или переходят на неполный рабочий день. Жизнь не похожа на размеренный марш, как и наши доходы. Мне кажется, это обстоятельство усложняет определение класса. Многие из нас становятся богачами минут на 15, но очень немногим удается удержаться на таком уровне.
Вот почему в поисках ответа на вопрос о богатстве лучше думать о накопленном состоянии, а не о годовом доходе (кстати, это хороший аргумент в пользу налога на богатство). Ваш чистый капитал будет плавать вместе с колебаниями на бирже и ценами, но по сравнению с доходом это довольно устойчивый показатель вашей финансовой состоятельности. Здесь также принимается во внимание такая вещь, как наследство, которое не нужно вписывать в налоговую декларацию каждый раз при ее составлении. Оценки разнятся в зависимости от источника информации, но по данным фонда Рассела Сейджа, верхние 10% американских семей обладают чистым капиталом как минимум в 763 000 долларов, а у верхних пяти процентов он находится на уровне 1,3 миллиона долларов. Будет справедливо сказать, что если американец или американка стоят более 750 000 долларов, их можно называть как минимум «типа богатыми».
При этом с измерением богатства возникают свои проблемы. Старая вдова с дорогим домом обладает богатством, но не деньгами. Семейная пара может зарабатывать 250 000 долларов в год и тратить эти деньги напропалую, пытаясь жить не хуже вонючих богачей вместо того, чтобы соответствовать своему уровню типа богатых. Однако в этом случае они попадают в другую категорию — безответственных богачей. Но конечно, к вам это не относится. Вы же средний класс. Верно?