После российской аннексии Крыма в марте этого года президент России Владимир Путин впервые употребил термин «Новая Россия» («Новороссия»). Тогда было недостаточно понятно, что именно он имел ввиду. Несколько недель назад сепаратисты на Украине объявили себя частью «Новороссии»; это несколько проливает свет на данный вопрос. А 31 августа и сам Путин внес некоторую ясность. Он дал понять, что Россия не преследует цели аннексировать восток Украины, но намерена отстаивать права русскоязычного народа, а также защищать его право на самоуправление, как этого требуют «повстанцы Новороссии» (повстанцы на Украине).
«Новая Россия» — это некий проект реставрации, который охватывает русскоязычные сообщества, проживающие за пределами России. Идея воссоздания исконной России составляет главную тему эгоцентричной политической мобилизации, которую сегодня Путин пытается обеспечить в России, и уже в значительной мере преуспел в этом направлении. Проблема сходств и различий российской и западной цивилизаций, которая на протяжении двух столетий волновала умы русской интеллигенции и Русской православной церкви, сегодня вновь обрела свою актуальность.
В прессе стали обсуждаться первые версии программы, подготовкой которой весной текущего года занималось Министерство культуры России. В программе, преследующей цель создать новую государственную культурную политику, красной нитью проходит тема «Россия — не Европа». Путин так пояснял это в своих телевизионных выступлениях: русский человек, а точнее — человек русского мира, верит, что есть какое-то высшее моральное начало; при этом мерило успеха в западных ценностях — это индивидуальные достижения. В обнародованной в прессе части проекта Министерства культуры отмечается, что единственным способом противостоять опасности полной утраты духовных и моральных основ является государственная культурная политика. Информируя журналистов о проделанной работе, министр культуры РФ Владимир Мединский проводил мысль о том, что Россия должна защитить себя от культурного дрейфа в сторону Запада и возникающего в связи с этим смятения. Далее он продолжал: Россия, возможно, является одним из последних хранителей европейской культуры, христианских ценностей, подлинной и древней европейской цивилизации.
Таковы сюжеты, на основе которых сегодня происходит объединение всех современных течений русской консервативной мысли. В настоящее время Россия оказалась в позиции страны, которая расходится с западным миром во мнениях, находится на грани военного конфликта с ним, противостоит направленному против нее бойкоту (в частности, некоторым официальным лицам был запрещен въезд в западные страны), обнаруживает себя в состоянии новой холодной войны.
Конечно, мы не случайно говорим о внимании современного российского руководства к такой цели, как «Новая Россия», и идее возрождения исконной российской цивилизации в тот момент, когда турецкому парламенту представляется программа правительства Ахмета Давутоглу. Если отбросить разделы, в которых проводится подробный анализ программ прошлых правительств Партии справедливости и развития (ПСР), и по большей части предлагается продолжение программы предыдущего правительства, то, в сущности, можно увидеть проект реставрации цивилизационной идентичности. Эта идея формулируется так, что охватывает все прошлые правительства ПСР, хотя она и не присутствовала в их программах: «начать новое цивилизационное возрождение и встать на новый путь». Определяя нашу нацию в качестве «наследницы и носительницы великой цивилизации, в средоточии которой находится единство и братство в условиях разнообразия», программа не останавливается на обещании того, что вместе со всеми государственными институтами и структурами правительство будет защищать это цивилизационное наследие. Программа также очерчивает основные рамки цели цивилизационного возрождения: «Мы будем делать все возможное, чтобы укреплять приверженность наших граждан нашим исконным цивилизационным ценностям».
С точки зрения заявленной цели есть еще одна фраза, которая обращает на себя внимание: если разделить историю человечества на такие стадии, как древность, современность, глобализация, то наша страна — «эти священные земли (…) воплощают все цвета древности». С этой точки зрения правительство объявляет открытым «период второго броска новой Турции». Мы находимся «на пороге нового культурного пробуждения»; оно «станет универсальным цивилизационным призывом ко всему человечеству и установит господство ассимилирующей и интегративной культуры».
В этих фрагментах особенно ощущается видение и система понятий Ахмета Давутоглу, и, на мой взгляд, они в первую очередь заслуживают внимательного обсуждения. Сюжет, характерный для турецкой консервативной мысли, согласно которому отношения с Западом стали травмой, и мы можем взять верх над западной цивилизацией только через защиту исконных ценностей «нашей цивилизации», так же стар, как и наше приключение вестернизации. Эта идея, определяющая Запад в качестве «монстра с последним зубом» (из текста национального гимна Турции, утвержденного в 1921 году — прим.пер.), в рамках кризиса современной цивилизации за последние 20-30 лет приобрела новый импульс. Мнение о том, что глобализация и переговорный процесс с ЕС изнашивают идею мусульманской цивилизации, в последнее десятилетие звучит все громче в публицистике и разного рода дискуссиях. При этом предложения, которые в ответ на это изнашивание поступают от мира консервативной мысли, сосредоточиваются вокруг возрождения цивилизационной идеи на основе исконных цивилизационных ценностей. Все, кто указывают на необходимость пересмотреть основы отношения к Западу, полагают, что сегодня наступил подходящий момент для этого.
В то время как представленная в программе правительства Давутоглу риторика о цивилизационном возрождении оценивается консервативной общественностью именно в таких рамках, в программе все же подчеркивается, что «процесс членства в ЕС, который представляет собой важнейший после провозглашения республики проект модернизации, впервые стал частью политического видения страны в период власти ПСР». К тому же отмечается, что Турция «всегда поддерживала и будет поддерживать универсальные ценности, благодаря которым возвышалась Европа». И новое правительство определяет членство в ЕС в качестве стратегической цели Турции. Но при этом западной цивилизации программа, по сути, противопоставляет проект возрождения особой цивилизации, которая в случае конкуренции с Западом будет пытаться защитить себя от него.
Возможно, путь решения противоречия между двумя этими предложениями правительство ПСР ищет в рамках цели, которую озвучил представитель Фонда политических, экономических и социальных исследований (SETA) Мурат Йешильташ (Murat Yeşiltaş), резюмируя взгляды Давутоглу: «Все контактирующие с Турцией структуры должны изменяться в соответствии с этой новой геополитической ориентацией Турции. Но это вовсе не означает “экспансионизм”; речь идет об общественно-политическом проекте, который получит реализацию в форме интеграции». Если полноправное членство в ЕС — наша стратегическая цель, то, возможно, мы планируем сделать это для того, чтобы, сблизившись с ЕС, преобразовать союз в направлении исконных ценностей нашей цивилизации. Кто с кем будет интегрироваться в рамках взаимодействия с ЕС?