Первый шаг в обеспечении прозрачности конфиденциальной стороны межгосударственных отношений сделал Джулиан Ассанж (Julian Assange). На созданном им веб-сайте под названием Wikileaks Ассанж в 2010 году опубликовал секретные военные и дипломатические документы США.
Второй и действительно тяжелый занавес прозрачности был приоткрыт в июне 2013 года, когда Эдвард Сноуден (Edward Snowden) передал британской газете Guardian секретную информацию Агентства национальной безопасности (АНБ) США, связанную с их разведывательной и шпионской деятельностью в отношении иностранных государств.
Затем всплыли следующие факты: собирая разведданные, США (с помощью Великобритании) контролировали своих граждан, друзей и союзников — Германию, Францию, Испанию, Бразилию, Мексику и Европейский Союз. Более того, прослушивались даже телефонные переговоры канцлера Германии Ангелы Меркель. Позже президент США Обама даст Меркель гарантии, что в дальнейшем это не повторится.
Сотрудник Федеральной разведывательной службы Германии (BND) был завербован США и работал двойным агентом. Затем немецкое правительство впервые после 1945 года официально поручило BND собирать разведданные о США и Великобритании, как до этого немецкие спецслужбы действовали в отношении России, Китая, Ирана. С появлением в немецком журнале Der Spiegel информации о том, что разведслужба Германии прослушивала американских госсекретарей Хиллари Клинтон и Джона Керри, Меркель, которая на слежку США отреагировала заявлением: «Шпионаж между друзьями неприемлем», — оказалась в сложной ситуации.
Более того, как сообщил Der Spiegel, немецкая разведка давно прослушивала Турцию. Приближенный к немецкому правительству чиновник отметил: «Друзья не должны прослушивать друзей, но это касается не всех стран НАТО. События в Турции обладают первостепенной важностью для внутренней безопасности Германии...» По информации немецкого журнала Focus, британская разведка с 2009, а немецкая — с 1976-го года шпионили против Турции.
И вдруг разорвалась настоящая бомба: согласно Der Spiegel, американские и британские спецслужбы рассматривают Турцию в качестве «цели». С 1940-х годов в Анкаре находится бюро разведки США. Оказывается, Турция, несмотря на членство в НАТО, была для американской разведки более важной целью, чем Куба. С одной стороны, АНБ обеспечивало Анкару подробными сведениями о Рабочей партии Курдистана (РПК), с другой — осуществляло масштабные прослушивания, касающиеся «лидерских намерений» руководителей, внешнеполитических целей, ВС Турции, инфраструктуры, энергетической безопасности. Агентство проникало в компьютерные базы данных даже самых высокопоставленных политических лидеров.
МИД Турции потребовал объяснений сначала от немецкого посла, а затем и американского дипломата. Германия не принесла никаких извинений, прекращать эту деятельность она тоже не намерена. По словам одного представителя немецких официальных кругов, в прошлом году Турция и Германия поднимали вопрос о заключении джентльменского соглашения об отказе от шпионажа друг против друга («no spy»), однако завершить этот процесс не удалось, при этом разведки двух стран продолжают сотрудничать (Толга Таныш (Tolga Tanış), Hürriyet, 3 сентября).
Нисколько не сокрушались и США. А Тайип Эрдоган, который, как известно, весьма бурно отреагировал на подкрепленный судебным решением факт прослушивания телефонов чиновников правительства и членов их семей в ходе масштабной антикоррупционной операции в Турции, говоря о разведывательной деятельности Германии и США, ограничился заявлением: «Разве возможно, чтобы страны с сильными разведслужбами не прослушивали другие государства...» Какой из этого можно сделать вывод? Анкара в действительности довольна сотрудничеством с Германией и США в разведывательной сфере, она предпочла смириться с тем, что ее прослушивают.
Становится ясно, что через разоблачение шпионской деятельности, которую США и Германия осуществляли в Турции, они сводили счеты друг с другом. Однако к некоторым сценариям такого сведения счетов было привлечено внимание турецкой общественности. Тот факт, что какая-либо серьезная реакция со стороны Анкары отсутствовала, глава научного Турецко-немецкого фонда, профессор Фарук Шен (Faruk Şen) объясняет следующим образом: «В руках Германии два козыря. Один из них — турецкие государственные деятели, у которых есть счета в швейцарских банках, другой — определенные телефонные переговоры в Турции...» Согласно газете Cumhuriyet, в архивах АНБ есть сведения о сотрудничестве главы Национального разведывательного управления Турции (MİT) Хакана Фидана (Hakan Fidan) с Ираном. По информации газеты Today’s Zaman, есть доказательства связи Фидана с террористической организацией «Таухид-Салам». Как известно, расследования в отношении нее не проводилось в связи с решением об отсутствии оснований для судебного иска.
Как все это повлияет на внешнюю политику Турции? Сегодня предугадать непросто. Но «войны разведок», вспыхнувшие вместе с разоблачениями Сноудена, которого одни (возможно, те, кто работает на Россию) называют борцом за мир, а другие — предателем, проливают свет на два главных момента. Во-первых, отныне не существует возможности сохранить в тайне то, какое государство, как и с какой целью следит за каким-либо другим государством. Во-вторых, все это подтверждает правдивость слов британского государственного деятеля XIX века лорда Палмерстона: «Нет ни вечных союзников, ни постоянных врагов, но постоянны и вечны наши интересы...»