Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Причина крушения самолета Малайзийских авиалиний остается загадкой

© East News / AP Photo/Peter DejongМодель самолета MH17 Малайзийских авиалиний в мемориальном музее аэропорта Схипхол Амстердама
Модель самолета MH17 Малайзийских авиалиний в мемориальном музее аэропорта Схипхол Амстердама
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
С момента крушения рейса MH17 Малайзийских авиалиний на востоке Украины, в результате которого погибли 298 человек, прошло уже семь с лишним недель, но в предварительном отчете нет ответа на вопрос о том, кто сбил этот самолет. Голландские следователи даже не попытались разобраться в противоречивых уликах и показаниях: мы знаем только, что самолет был сбит 17 июля.

Прошло семь с лишним недель с момента крушения рейса 17 Малайзийских авиалиний на востоке Украины, в результате которого погибли 298 человек, но в предварительном отчете нет ответа на вопрос о том, кто сбил этот самолет. Голландские следователи даже не попытались разобраться в противоречивых утверждениях, уликах и показаниях.

В следственном отчете Совета безопасности Нидерландов кроме подтверждения того, что рейс 17 Малайзийских авиалиний из Амстердама в Куала-Лумпур был сбит 17 июля, дается очень мало ответов на вопросы, причем даже на такие, где ответы очевидны. Например, это данные российской военной РЛС, предположительно указывающие на то, что в районе катастрофы находился украинский боевой самолет Су-25. Правительство в Киеве данное утверждение отрицает.

Либо российский радар зафиксировал присутствие военного самолета, «набиравшего высоту» и находившегося на удалении 3-5 километров от пассажирского авиалайнера, как заявили русские на пресс-конференции 21 июля — либо он этого не зафиксировал, и самолета там не было. Киевские власти настаивают на том, что в тот момент в указанном районе у них не было военных самолетов.

Однако в 34-страничном голландском отчете нет ответа на вопрос об истребителе, хотя там отмечается, что следователи получили от Российской Федерации «данные наблюдения авиационно-диспетчерской службы».

Авторы отчета также обходят полным молчанием вопрос о том, есть ли у США данные спутникового наблюдения, которые могут точно указать, откуда была запущена зенитная ракета, и кто мог ее запустить.

Администрация Обамы утверждает, что у нее есть информация по этим вопросам. Сначала она указала пальцем на русских ополченцев, которые якобы применили мощный зенитно-ракетный комплекс «Бук», поставленный Россией. Но американское правительство утаило спутниковые снимки и прочие разведывательные данные, которые предположительно могли подтвердить прозвучавшие обвинения.

Любопытно вот еще что. В обнародованном во вторник голландском отчете утверждается, что следствие получило «спутниковые снимки, сделанные после происшествия». Очевидно, что для поиска виновных важнее аэрофотоснимки, сделанные за несколько дней и часов до крушения, унесшего жизни 298 человек.

В середине июля Украина была в центре внимания американской разведки, а комплекс «Бук» - это большая система, которую американская воздушная разведка могла засечь очень легко. Каждая из ракет комплекса имеет в длину почти пять метров, и их приходится перевозить на грузовике, а потом приводить в положение для пуска на позиции.

Спустя всего несколько дней после катастрофы 17 июля, один мой источник, присутствовавший на брифинге с участием аналитиков американской разведки, рассказал мне, как эти аналитики изучали спутниковые снимки и увидели, что экипаж подозреваемого ракетного комплекса был одет в форму, напоминающую одежду украинской армии.

Затем 22 июля на брифинге для журналистов ведущих американских изданий представитель разведки США выступил с предположением о том, что запустить ракету «Бук» по авиалайнеру мог «перебежчик» из украинской армии, что дает ответ на вопрос о военной форме.

Los Angeles Times написала: «Американские разведывательные службы пока не могут определить национальность и личность членов экипажа, который произвел пуск ракеты. Американские официальные лица заявили, что ракету SA-11 (название в натовской классификации) мог запустить перебежчик из украинской армии, обученный боевой работе на таких комплексах».

Организаторы брифинга также предположили, что лайнер Малайзийских авиалиний мог быть сбит по ошибке, потому что его приняли за украинский военный самолет.

Ополченец ДНР у обломков самолета MH17 Малайзийских авиалиний


Тем не менее, хотя американские власти опубликовали огромное множество спутниковых снимков в подтверждение многочисленных обвинений в адрес русских повстанцев на востоке Украины и российского правительства, администрация Обамы упорно не желает предоставлять спутниковые фотографии, имеющие отношение к гибели рейса МН17, и вместо этого постоянно ссылается на «социальные сети».

Российские спутниковые изображения

Упоминание в голландском докладе только одной спутниковой фотографии, снятой после крушения, также весьма любопытно, потому что российские военные обнародовали целый ряд спутниковых снимков, заявляя о том, что там зафиксированы украинские ЗРК «Бук», находившиеся перед нападением севернее города Донецка на востоке Украины. Среди них были два комплекса, предположительно переброшенных 17 июля на 50 километров южнее Донецка, после чего 18 июля их оттуда убрали.

Российский генерал-лейтенант Андрей Картаполов потребовал от украинского правительства объяснить эти перемещения комплексов «Бук», а также причины, по которым киевские РЛС М19С18 «Купол», управляющие полетом ракет «Бук», перед катастрофой 17 июля демонстрировали повышенную активность.

Парируя эти вопросы, украинское правительство заявило о наличии у него «улик, указывающих на то, что сбившую самолет ракету запустили террористы, получившие технику и специалистов из Российской Федерации», о чем рассказал официальный представитель Совета безопасности Украины Андрей Лысенко, воспользовавшийся предпочтительным для Киева названием повстанцев.

Лысенко добавил: «Чтобы откреститься от этой трагедии, Россия нарисовала множество картинок и карт. Мы изучим все фотографии и схемы, составленные российской стороной». Однако украинские власти так и не смогли ничего ответить по поводу российских улик, ограничившись общими опровержениями.

29 июля, когда американские правительственные чиновники и западные средства массовой информации усилили накал риторики против России, организация «Ветераны разведки за здравомыслие» призвала президента Барака Обаму опубликовать имеющиеся у американского правительства доказательства по делу о катастрофе, в том числе, спутниковые изображения.

«Как профессионалам разведки нам стыдно за непрофессиональное использование выборочной разведывательной информации, — написали члены организации. — Как американцы мы надеемся на то, что если у вас действительно имеются убедительные доказательства, вы найдете способ обнародовать их незамедлительно. Обвиняя Россию в прямой или косвенной причастности, госсекретарь Джон Керри говорил особенно решительно и безапелляционно. Но доказательств нет. Его заявления кажутся преждевременными и несут в себе признаки попыток “повлиять на мнение присяжных”».

Однако администрация Обамы не обнародовала никакой разведывательной информации в подтверждение своих предположений.

Затем в начале августа мне стало известно, что некоторые аналитики из американской разведки отказались от первоначального сценария, в котором они обвиняли повстанцев и Россию, и сосредоточились на том, что в уничтожении самолета виновны некие экстремистские элементы из украинского правительства. А потом все разговоры об американской разведывательной информации касательно уничтожения малайзийского самолета стихли.

С учетом огромного международного интереса к этой трагедии, многие очень сильно надеялись на то, что Совет безопасности Нидерландов, руководящий многосторонним расследованием, по крайней мере, прояснит доказательства и улики, и разберется в противоречивых утверждениях. Но прошло семь с лишним недель с момента крушения, а в предварительном отчете нет ответа на вопрос о том, кто произвел пуск ракеты и из какого именно места.

Совет безопасности Нидерландов пообещал, что окончательный отчет о трагедии появится до первой годовщины катастрофы, то есть, до 17 июля 2015 года. Но к тому времени убийство 298 человек отойдет на второй план, дело вполне может заглохнуть, и все надежды найти преступников и привлечь их к суду исчезнут.