Два года назад, когда началась кампания за «независимую Шотландию», для всех наблюдателей было очевидно, что на референдуме 18 сентября подавляющее большинство жителей региона не пойдет на отделение от Соединенного Королевства.
Многие жители Шотландии соглашаются с критикой в адрес высокомерного и далекого Лондона, находящегося во власти консервативных политических сил. Но, несмотря на это, большинство шотландцев смущал вопрос о том, как выход из состава Великобритании может отразиться на местной экономике. Мало ясности было и в плане перспектив входа в Европейский Союз, и в вопросе будущей валютной единицы (фунт стерлингов или евро).
Тем не менее в последние недели опросы стали указывать на сдвиг в сторону лагеря сторонников отделения. Одно заслуживающее доверия исследование, которое было проведено на прошлой неделе, впервые признало, что у сторонников независимости больше голосов. Лондон занервничал, и очень скоро повсюду стали возникать сценарии, предлагающие расширить полномочия шотландского парламента.
Любопытно, что у шотландских националистов все больше шансов на победу. Также можно наблюдать перезапуск дискуссии, которую я назвал бы «созданием прецедента независимости Косово». В 2008 году после того, как Косово объявило о своей независимости от Сербии, аналитики и политики всего мира утверждали, что этот акт неповиновения вызовет целый ряд подобных отщеплений при активной роли несчастных национальных меньшинств, жаждущих полного государственного суверенитета.
Как докладчик Европарламента по косовской проблеме в тот период, я принимал участие в многочисленных дискуссиях, посвященных вопросу о том, была ли ситуация в Косово уникальной или же она может создать прецедент. Я всегда придерживался той точки зрения, что Косово — это случай «одноразовый», основанный на насильственном распаде Югославии, убийстве сербами более 10 тысяч косовских албанцев, военной интервенции НАТО и временной миротворческой администрации. Однако следует признать, что и тогда, и впоследствии сепаратисты всех мастей использовали пример с успешным отделением Косова в качестве аргумента для подкрепления и оживления собственной борьбы за независимость. Начиная с 2008 года, практически все сепаратистские лидеры (в Абхазии, Южной Осетии, Крыму) и их покровители (всегда в Москве) ссылались на пример Косово. Это не подразумевает наличия какой-либо реальной причинно-следственной связи, но наглядно показывает, как серые кардиналы могут цинично манипулировать легко оспариваемым фактом отделения.
Все больше людей считает, что независимость Шотландии будет иметь тот же эффект. Например, для курдов в Турции и Ираке. Но проблема состоит в том, что все эти сравнения с Косово не учитывают специфического контекста и условий, характерных именно для примера Шотландии.
Действительно уникальным предстоящий референдум в Шотландии делает наличие соглашения между шотландским правительством и властями в Лондоне: если итогом референдума 18 сентября станет «да» в пользу независимости, Соединенное Королевство признает его результаты, а Шотландия сможет вести переговоры о своем пути к суверенитету.
Ни в каком другом месте мира нет такой сделки между центральным правительством и потенциально сепаратистской частью государства. В июле этого года Масуд Барзани (Mesud Barzani), глава курдского района в Ираке, упомянул о возможном референдуме о его независимости, но в дальнейшем он отступил от этого предложения, потому что курды сталкиваются с более сложными и острыми проблемами, например борьбой с ИГИЛ («Исламское государство Ирака и Леванта»). Однако какими бы ни были сроки, Багдад ни за что не признает итоги такого плебисцита и будет подчеркивать отсутствие в иракской конституции правовой базы для его проведения. А о том, готова ли была бы Анкара признать исход односторонних усилий курдов по приобретению независимости путем референдума на юго-востоке Турции, даже и говорить не стоит.
Итак, давайте следить за тем, что будет происходить в Шотландии и какие сепаратистские движения, наблюдая «Храбрые сердца» в действии, начнут лелеять мечты о самостоятельной борьбе. Но давайте не будем проводить столь незамысловатых аналогий, которые, не имея под собой рациональных оснований, дают неправильный политический сигнал. В противном случае тем, кто жаждет создать новое государство, это может подарить ложные надежды, а всем желающим любой ценой помешать этому, — необоснованную тревогу.