Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Что общего между армией и раввинатом?

© East News / Ziv Koren / PolarisОртодоксальный еврей у Стены плача
Ортодоксальный еврей у Стены плача
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
У армии и раввината есть одна и та же проблема. Они являются «аппаратом», инструментом, призванным обслуживать идею. Армия, со всеми ее уставами и законами, является инструментом, цель которого — обеспечивать существование государства Израиль во враждебном мире. У раввината свои задачи. Даже Галаха не претендует на то, чтобы наполнить сутью еврейскую идею, защитить ее. Однако этим занимается раввинат.

У армии и раввината есть одна и та же проблема. Они являются «аппаратом», инструментом, призванным обслуживать идею. Армия, со всеми ее уставами и законами, является инструментом, цель которого — обеспечивать существование государства Израиль во враждебном мире. У раввината свои задачи. Даже Галаха не претендует на то, чтобы наполнить сутью еврейскую идею, защитить ее. Однако этим занимается раввинат.

Системы такого рода в любой стране подстерегают похожие опасности. Часто само сохранение аппарата, защита его законов и методов становится основной целью существования такой системы. При этом на второй план уходят те замечательные цели и задачи, ради которых этот аппарат был задуман.

Борьба вокруг гиюра и письмо военнослужащих подразделения 8200 — примеры подобного рода сбоя системы, конфликта аппарата и идеи, во имя которой был создан аппарат. Конфликта формы и содержания. Разведывательное подразделение существует для единственной цели — обеспечивать безопасность Израиля. Армия, со всеми его частями, родами войск, законами и правилами — это механизм, призванный выполнять эту задачу. Вдруг появляется группа солдат, которым не нравится этот аппарат. Они понимают и признают важность поставленных задач, необходимость обеспечения безопасности граждан Израиля, но им не по душе методы, с помощью которых все это достигается. Они подвергают сомнению способы получения важной разведывательной информации.

«Отказники»  выступают не против поставленных задач (безопасность), а против аппарата, системы, против существующих законов, против армейской иерархии. Проблема заключается в том, что их поступок, коллективное неподчинение правилам, публикация письма в СМИ фактически ставят под удар безопасность государства.

Похожее происходит и в вопросах гиюра. Там тоже сталкиваются между собой идея и инструментарий, с помощью которого эта идея реализуется.

Галахические правила берут верх над идеей, ради которой существует раввинат и система гиюра. В данном случае речь идет об исторической ошибке. Проявление эмпатии, более тонкий, человечный подход в вопросе гиюра необходим нам, как воздух, чтобы придать новые силы еврейской идее, вытащить ее из затхлости, в которой находится государственная система раввината. В то же время пренебрежение к галахической основе, которая обеспечивает еврейскую идею стабильностью и является ее фундаментом, также опасно. Возможность того, что иудаизм превратится в некую разновидность христианства, религию эмоций, ни к чему не обязывающую человека, — не менее серьезная опасность.

Как же таким образом можно решить этот конфликт идеи и инструмента, посредством которого обеспечивается ее реализация? Во-первых, важно активно обсуждать такого рода проблемы. Во-вторых, хоть я и использовала слово «конфликт», речь не идет о войне. Речь идет о взаимодействии. О поиске разумного компромисса. Проблемы подобного рода решаются исключительно таким способом.

Перевод: ИА «Курсор» (Израиль).