— Президент России Владимир Путин распорядился подписать договор о присоединении Армении к Евразийскому экономическому союзу. Однако этот вопрос получит окончательное решение тогда, когда документ подпишут также Казахстан и Белоруссия, которые имеют оговорки относительно членства Армении в ЕАЭС. Последуют ли эти страны примеру России или вновь возьмут вверх известные интересы?
— Президент России не дал бы такого распоряжения бы, если за кулисами не были бы сглажены все сложные моменты с руководителями Казахстана и Белоруссии, а также Армении, которые были выявлены во время предыдущего саммита ЕАЭС в Астане.
Для Армении главным вопросом была таможенная граница, о чем заявил на этом саммите Нурсултан Назарбаев. Президенты государств — соучредителей Евразийского экономического союза договорились с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым поднять этот политический вопрос, но именно Назарбаев указал на пути его решения. А именно, Армения вступит в ЕАЭС в тех границах, которые были при ее вступлении во Всемирную торговую организацию (без Нагорного Карабаха). Так и произойдет.
— Но Назарбаев своим известным поведением также доказал, что в процессе евразийской интеграции он будет играть на поле Ильхама Алиева и защищать интересы Азербайджана. Подобная игра может продолжаться и теперь, на решающем этапе?
— Политика в какой-то степени, если не полностью, это большая торговля. И если Назарбаев защищает интересы Азербайджана, то Россия, являющаяся самой заинтересованной стороной в членстве Армении, может перед президентами Казахстана и Белоруссии поставить следующий вопрос: мы часто соглашаемся с интересами Азербайджана, а какие шаги предпринимает, со своей стороны, сам Азербайджан?
Вспомним, что за последние месяцы Россия приложила определенные усилия для уяснения позиции Азербайджана по вопросу ЕАЭС. Но Баку так и не высказал свою четкую позицию. Следовательно, стремления Назарбаева будут актуальны в том случае, если Азербайджан в нынешний промежуток времени покажет заинтересованность в своем стремлении войти в Евразийский экономический союз. Но так как этого нет, то никто дальше известного заявления в Астане не пойдет.
— Вопрос членства Азербайджана в ЕАЭС Алиев попытался использовать как серьезный аргумент для того, чтобы вытянуть из России какие-то обещания. Однако этого не произошло. Сегодня тема возможного вхождения Азербайджана в ЕАЭС закрыта?
— Да. А ожидания были с обеих сторон. Во-первых, перед Азербайджаном был поставлен вопрос о вхождении в Евразийский экономический союз. Об этом свидетельствовали и те реверансы, которые делались в сторону Баку руководителями России. Опосредованно, в этом процессе принимали участие Назарбаев и, пожалуй, Лукашенко. С другой стороны, Азербайджан чего-то ждал и от России. Августовское обострение (на границе с Нагорным Карабахом) объяснялось также этим обстоятельством. Но не получилось. Поэтому разговоры о членстве Азербайджана прекратились, и тут же на первый план был выдвинут вопрос о приеме Армении, который уже не мог откладываться, так как для Москвы очень важно, чтобы это произошло.
Кстати, вхождение Армении в ЕАЭС могло состояться раньше. Но когда обострились взаимоотношения России с Западом, вопрос создания этого союза на время ушел на второй план. А во имя быстрого вступления Армении, Россия не захотела обострять свои отношения с Казахстаном и Белоруссией. Поэтому вопрос членства Армении и Киргизии был на время заморожен.
— Недавно Назарбаев в очередной раз пригрозил, что Казахстан может отказаться от членства в ЕАЭС, если не будут выполнены те пункты, которые были закреплены в договоре. В чем причины раздражения Назарбаева? Может, из-за следующего напоминания Путина об исторических реалиях: «Назарбаев создал государство на территории, на которой государства никогда не было»?
— Назарбаев пытается воспользоваться корректным дипломатическим поведением России и играть в собственную игру, а в каких-то сферах и взять на себя доминирующую роль. К примеру, нечеткая позиция Назарбаева по украинским событиям, в какой-то степени, возмутила Россию. В противном случае, опытный политический деятель, каким является Путин, просто так не «оговорился» бы относительно Казахстана.
На первый взгляд, кажется, что не было сказано ничего плохого. Наоборот, Путин возвышает Назарбаева, говоря, что такой большой политик сумел из ничего создать государство. Но, имея перед глазами опыт Украины, Назарбаев серьезно встревожился, услышав из уст российского президента о том, что Казахстана как государства не существовало. Сразу же после этих слов может возникнуть вопрос: если его не существовало, тогда, кому принадлежит территория, на которой сегодня расположен Казахстан?
— Наши прозападники, часто забывая об имеющихся противоречиях между странами-членами Евросоюза, не перестают прогнозировать, что имеющиеся между государствами-учредителями ЕАЭС серьезные противоречия не позволят, чтобы этот союз был создан и состоялся. Насколько обоснованы эти предположения?
— Вы правильно заметили: ЕС – это союз, имеющий огромные проблемы. И доказательством этого является тот факт, что страны-члены Евросоюза периодически оказываются в глубоком кризисе.
Что касается ЕАЭС, и здесь существуют противоречия, и это объясняется следующим обстоятельством. Целью России является создание геополитического союза, который даст ей возможность стать противовесом и США, и ЕС. Однако Казахстан и Белоруссия хотят видеть Евразийский экономический союз как экономическую структуру, в которой они могут преследовать свои экономические интересы. Именно с этого начинаются противоречия, так как во имя политических интересов России, Казахстан и Белоруссия не хотят идти на большие уступки. Если они и пойдут на них, то только при условии приобретения серьезных экономических дивидендов.