Тема «берлинской стены» между эстонцами и русскими в Эстонии обычно поднимается на фоне выборов или кризисов, однако отчуждение неудобно для людей и опасно для общества, пишет в Eesti Päevaleht профессор социальной психологии Таллиннского университета Мати Хейдметс.
Внутреннюю силу Эстонии в немалой степени определяют взаимоотношения эстонцев и эстонских русских, особенно в те времена, когда в мире царит напряженность. Актуальная сегодня идея русскоязычного медиаканала как средства улучшить отношения хороша, однако это половинчатое решение. Эстонцы полвека смотрели советское телевидение, но к ним не пристало особенно много оттуда. Разрушение стен — это не только распространение «правильной» информации. Важнее канала сигналы, которые посылает государство и общество большинства своим меньшинствам. Сигнал должен связывать и объединять, разрушать барьеры и предрассудки. Таких сигналов сейчас не хватает.
Например, довольно легко «сыграть Обаму» — если государственные лидеры Эстонии обратятся к эстонским русским так же душевно, как Обама к эстонцам, похвалят их вклад в строительство новой Эстонии. На самом деле, этот вклад велик, значительно больше, чем мы считаем. Начиная с культуры и спорта и заканчивая бизнесом и энергетикой. Без эстонских русских этим и многим другим областям не хватало бы людей. И им нужно знать и чувствовать, что они свои.
Сигналы нужны и на тему образования, по-прежнему вызывающую стресс. Даже самые суровые соотечественники не отрицают необходимости знания госязыка. Посыл государства должен быть: мы доверяем семьям и школам процедуру изучения языка, условимся в конечном результатом. Доверие — действенный капитал и разрушитель стен. Доверие пригодится и на рынке труда. Среди чиновников в министерствах русских 2-3%, тогда как в обществе это каждый пятый. Чем ближе видишь государство, тем ближе его воспринимаешь. Эстония также могла бы подумать о т.н. «позитивной дискриминации», которую используют в Европе, чтобы сбалансировать рынок труда.
Есть опасения, что эти сигналы и поступки в ближайшее время не осуществятся. Не потому, что эстонская политическая элита не понимает важности разрушения стены, а потому, что как только какая-нибудь партия выступит с каким-нибудь дельным начинанием на русскую тему, от других последуют оплеухи. Оплеухи полетят и от многих прекрасных эстонцев, которые в своих мыслях и поступках до сих пор продолжают «совковую» борьбу с русскими, не замечая, что они уже давно большинство, и не понимая, что быть государствообразующей нацией — это не только привилегия, но и ответственность и обязанности.
Конечно, русский канал нужно сделать. Может, он поможет четче сформулировать свой посыл и разорвать заколдованный круг в наших головах. Стена не нравится ни тем, кто сидит по эту сторону, ни тем, кто по ту.