Когда я был школьником, после Второй мировой минуло 30–35 лет. Но и тогда на вопросы, почему в нашей передовой стране (СССР) есть столько проблем, часто звучал ответ: «Ну как же, мы такую войну пережили, страну приходится заново восстанавливать». Такой была официальная версия многих неурядиц. И люди верили, действительно же, война была страшная, все разрушили, 35 лет — не срок.
Сейчас вновь война, вновь разрушения. И очень не хочется, чтобы войной и ее последствиями оправдывали проблемы, к войне никак не относящиеся. Риск этого велик. Весьма удобно войной оправдывать бездействие, халатность, низкую квалификацию, да и воровство тоже. Удобно давить на бизнес драконовскими налогами и методами их сбора: ведь стране надо воевать, модернизировать армию, восстанавливать Донбасс…
Уже сейчас чиновники начинают привыкать к новой «удобной» ситуации. Вот Минфин проводит обсуждение бюджета-2015, и первый замминистра финансов Анатолий Мярковский говорит: «Одна из ключевых позиций, которые нам надо будет решить, — это затраты на восстановление территорий и обеспечение боеспособности нашей армии».
Рецепт решения тут же был предложен — «дополнительные поступления в бюджет для обеспечения боеспособности страны и восстановления разрушенной инфраструктуры восточных регионов, в том числе за счет продления срока действия военного сбора».
Вот так полуторапроцентный военный сбор, введенный как экстренная мера для финансирования воюющей армии, плавно становится еще и сбором для «восстановления разрушенной инфраструктуры восточных регионов». А восстановление, в отличие от самой войны, может тянуться десятилетиями. Восстановление — это же большое капитальное строительство: мостов, дорог, домов. Но и это мелочь по сравнению с восстановлением шахт, предприятий, — вот где простор для освоения бюджета!
А это ничего, что у нас половина страны, как после войны? Живет без дорог, в темноте, грязи. Люди — без шансов на работу. Примитивное здравоохранение, которое дает мало надежд заболевшим. Архаическое образование. Убогий транспорт. Вот это «ключевые позиции бюджета», хотя и армия однозначно требует большего финансирования, и Донбасс, конечно же, придется восстанавливать.
Когда американцы бомбили Белград в 1999-м, меня поразило одно видео в новостях. Утро после ночной бомбардировки, разбитые здания, а рядом небольшой магазин. В магазине выбиты (видимо, взрывной волной) все витрины. И хозяин тщательно убирает осколки стекла, мусор, все это складывает в мусорные контейнеры, и уже приготовил новое стекло. Страна на пороге войны, завтра же может быть новая бомбардировка! Но нет, жизнь не останавливается, должен быть порядок. Война — не повод не убирать битые стекла.
Надо, чтобы так было и на Украине. Война — не повод не заниматься бытом, благоустройством. Для правительства война — не повод не заниматься экономическими и социальными реформами. Прошло полгода, как прогнали Януковича. К сожалению, в плане мирных реформ мы почти не сдвинулись с места.
Долгосрочная стратегия для страны
Недавно в Администрации президента решили сформировать Национальный совет реформ. От кандидатов попросили представить «Видение стратегии развития Украины до 2020 г». Очевидно, предполагалось, что будут предложены разные варианты. И, действительно, может быть огромное количество тактических мер, которые необходимо осуществить. Но есть единственно возможная долгосрочная стратегия для Украины — надо сделать так, чтобы на Украине было хорошо жить.
При этом не важно, какой сектор экономики развивается приоритетно. Это абсолютно не регулируется влиянием государства, а лишь рыночными запросами, в том числе глобальными экономическими тенденциями. Украина не должна стремиться к тому, чтобы стать аграрной, промышленной или информационно-технологической страной. Это мифические задачи. Украина станет такой, какой в данный момент выгодно быть в системе международного разделения труда, если наши законы, налоги, госрегулирование будут не запретительно-коррупционными, а нормальными.
Заниматься же надо системными изменениями, которые реально повысят качество жизни на Украине. В первую очередь это жилищно-коммунальный сектор, инфраструктура (городская, сельская, транспортная, дорожная, рекреационная), экология, образование, медицина. Требуются актуальные программы развития, которые должны соответствовать таким критериям. Решать реальные, понятные всем проблемы, с которыми люди сталкиваются регулярно, и которые не могут решить лично. (Например, возможности для заработка трудоспособные граждане ищут сами и не надеются на государство).
Волновать большое количество людей, решать общие проблемы. Не требовать больших капитальных вложений, поскольку это невозможно в нынешней экономической ситуации. Быть честными, понятными для людей. Для этого надо решить ряд системных проблем. Большая централизация исполнительной власти. В то же время на регионах и муниципалитетах лежит много ответственности, но недостаточно прав.
Бюджетная система. Бюджет формируется «сверху», без учета реальных задач на местах. На места из года в год спускаются стандартные цифры «по контингентам». Отсутствует возможность регулирования доходной и расходной частей бюджета (на местах это возможно в пределах 10–15% максимум). Большая зависимость от трансфертов из госбюджета. Для выполнения местных бюджетов привлекаются займы из госбюджета и внешних источников, что вызывает дополнительную нагрузку для бюджетов следующих лет.
Основная нагрузка местных бюджетов: выплаты чиновникам, учителям, врачам, отопление административных зданий, школ, медицинских учреждений. На развитие городской, сельской, коммунальной инфраструктуры не остается почти ничего. Низкая квалификация и исполнительская дисциплина руководителей и работников местных органов власти, коммунальных предприятий. Отсутствие понимания ответственности за порученный участок работы.
Все реальные контролирующие функции лежат в сфере ответственности МВД (любых других контроллеров можно «послать ...»). Структура милиции — строго вертикальная, ни в коей мере не подконтрольна и не зависит от местной власти. Поэтому у милиции нет никаких стимулов заниматься проблемами местных общин. Тотальная коррумпированность милиции.
Коррупция
Сейчас во многом приоритеты в расходовании бюджетных средств определяются с учетом коррупционных интересов заказчика и исполнителя. Завышенная стоимость работ.
Примеры программ развития
Ответственность
Проблема. Сейчас во всех бытовых и коммунальных проблемах люди винят руководителей города или государства. Граждане не знают, кто именно ответственен за порядок на той или иной территории.
Цель. Донести до сведения людей, что за каждый участок есть ответственная организация, работник и руководитель. И решение проблемы в первую очередь надо требовать именно от них.
Светлая Украина
Проблема. Украина сейчас весьма темная страна. За исключением улиц крупных городов, вся остальная жилая, рабочая и общественная территория освещена плохо. Это крайне ограничивает жизненные и бытовые возможности людей.
Цель. Привести уровень освещенности до европейского уровня. Осветить городские улицы и дворы, основные сельские улицы и все перекрестки, места общественного пользования, рабочие места.
Чистая Украина
Проблема. Территория страны сильно засорена. Особенно в сельской местности, вне населенных пунктов, местах массового сбора и отдыха людей. Большое количество несанкционированных свалок. Мусор убирается редко и неаккуратно. Люди не приучены к аккуратности и тщательной утилизации. Как на бытовом уровне, так и на промышленном.
Цель. Очистить территорию от мусора, ликвидировать стихийные свалки. Особое внимание — местам отдыха граждан и курортным территориям. Введение института общественных работ по очистке территории. В селах привлечение на платной постоянной основе местных жителей к регулярной уборки территории.
Красивая Украина
Проблема. Города и села за исключением центральных улиц крупных городов непривлекательны и неэстетичны. Архитектура испорчена, ободранные фасады, аварийные дома, ужасные кривые заборы, неровные дороги и тротуары. В селах заборы чаще старые и полуразрушенные.
Цель. Привести в порядок, отремонтировать фасады домов в центрах городов, придать внешний эстетический вид улицам городов и сел. Разработать архитектурные проекты для центральной части городов.
Безопасные дороги
Проблема. В стране плохие дороги: по состоянию полотна, ограждения, разметки, знаков, освещению и чистоте. Наши дороги опасны.
Цель. Сделать украинские дороги максимально безопасными для движения. Сосредоточится на том, что можно сделать с меньшими затратами, но по всей стране: чистота, освещение, знаки, а главное — разметка и обозначения обочин.
Твердая дорога к каждому дому
Проблема. В большинстве сел, поселков и малых городов много дорог, улиц и переулков грунтовые, с колейностью. При малейшем дожде они становятся грязью, непроходимой для транспорта и пешеходов.
Цель. Обеспечить каждому возможность передвигаться по ровной твердой дороге. Это означает, что к каждому дому должна быть проложена асфальтовая, каменная или грунтовая дорога без колеи, ям и луж, проезжая в любое время года для автотранспорта и безопасная для пешеходов.
Хватит ли на все денег?
Жалобы на нехватку средств в бюджетах — постоянны. Но парадокс в том, что немалые деньги на все это уже тратятся. Проблема — в приоритетах. Например, стоимость ремонта придомовых и внутриквартальных дорожек по всей стране, чтобы можно было комфортно подойти/подъехать ко всем 80 тыс. многоквартирных домов, равна стоимости капитального ремонта 100 км трассы Киев—Харьков. Но трассой пользуются сотни тысяч людей в год, а к своим домам по ямам и колдобинам ежедневно добираются 30 млн чел. Чему отдать приоритет? У нас он отдается, конечно, капитальному строительству одного участка дороги.
Еще пример. Для реализации программы уличного освещения в среднем районе Украины требуется 1–2 млн грн, в среднем городе (100–500 тыс. жителей) — 1–3 млн грн. В крупном городе — 5–10 млн грн. Для реализации программы в целом требуется около 1,5 млрд грн (в ценах до инфляционного скачка.) Для сравнения — в такую сумму оценивается арестованное имущество беглого зиц-олигарха Курченко.
Сейчас основной задачей является не столько наращивание доходов, сколько их эффективное использование.
Это же касается и расходов, которые люди несут лично, из своего кармана. Сегодня люди недовольны в первую очередь тем, что не могут получить нужные им услуги даже за деньги. Или могут — но за неадекватные деньги. У нас в стране элитной и дорогой считается услуга, которая должна быть массовой и доступной по цене 90% населения. Это касается образования, медицины, жилищно-коммунального сектора, транспорта, безопасности.
Правительство всерьез рассматривает возможность восстановления Донбасса за счет дополнительных налогов, но на то, что необходимо миллионам украинцев для качественной жизни уже сегодня, денег почему-то не находится.