По случаю международного конгресса в столице Татарстана мне десять дней довелось провести в Москве и Казани. Этнодемографические особенности России и характерные для этой страны социально-экономические тенденции, конечно, были мне известны по статистическим источникам. Вместе с тем, мои личные наблюдения буквально вытеснили сформировавшиеся к этому моменту убеждения. Путинская Россия — это ответ прежде всего Горбачеву, архитектору бескровного распада Советского Союза, и в некоторой степени Ельцину, до конца пытавшемуся удержать Российскую Федерацию на ногах. В этом, разумеется, свою роль сыграли определенные социально-экономические факторы.
От Калининграда, расположенного на побережье Балтийского моря, до Владивостока на берегу Японского моря страна просто испещрена сетью железных дорог, это становится ясно еще на московских вокзалах. Наше путешествие из Москвы в Казань, которое, вопреки всем предположениям, продолжалось в течение 13 часов в вагоне скорого поезда, предоставило мне возможность узнать эту страну с другой стороны. Оно также вселило в нас мысль при первом удобном случае совершить многодневный рейс по маршруту «Москва — Владивосток».
Как и железные дороги, уходящие в отдаленные районы страны, московское метро является одним из известных в мире благодаря своим подземным и наземным линиям. Сделав шаг на убегающие ступени эскалатора, который в несколько раз длиннее самой протяженной движущейся лестницы в Мармарае (подводный железнодорожный тоннель под проливом Босфор — прим.пер.), некоторые пассажиры тут же начинают перелистывать книжные страницы, а это говорит о том, что по культуре чтения россияне нисколько не уступают жителям других стран Запада. Как только салон вагона пустеет, люди тотчас же образуют две очереди и мучительно ждут того момента, когда они смогут войти на эскалатор, ведущий к выходу из метро. При этом многие, даже не вставая в очередь, так и норовят проскользнуть то справа, то слева. И каждый раз я с грустью про себя отмечаю, что «пролезть» таким образом, как правило, пытаются лица среднеазиатского или кавказского происхождения. В то время как русские, несмотря на эту беспорядочную лавину, безмолвно ждут своей очереди. При этом в адрес тех, кто не желает учиться городской культуре, я не слышал ни одного крепкого словца, после которого последовала бы адекватная реакция. Такие картины, с которыми я сталкивался на десятках станций и в других очередях, являются одной из главных причин того, что мое предубеждение в отношении русских изменилось. Хотя при описании «национального характера» в наших учебниках наряду с дисциплинированностью немцев, смелостью турок, инициативностью американцев говорится о грубости русских...
Вдоль железнодорожной линии «Москва — Казань» протяженностью около 850 километров расположено множество промышленных объектов. Но, что еще важнее, эта железная дорога занимает важное место в российской системе транспортировки всевозможных грузов. Каждые несколько минут можно встретить вагон, перевозящий химические или иные грузы. Бесконечные станции, вагоны, составы... Поезд является чистым и дешевым транспортным средством. Не забываем мы и о том, что эта страна богата запасами нефти.
Важно, что проводники, меняющиеся на протяжении пути следования поезда, сохраняют вежливость, поддерживают чистоту и порядок в зонах своей ответственности, чего не скажешь о наших поездах. Из окна нашего купе видны деревни, города, леса, леса... Отсутствие засеянных или вспаханных полей, садов близ поселений словно является отражением того факта, что экономика этой страны основана прежде всего на энергетике и минеральных ресурсах. Вместе с тем мы узнаем, что место происхождения многих попадающих в наше поле зрения продовольственных товаров — Кавказ, Башкортостан. Это наводит на мысль о возникновении напряженности на рынке после того, как Путин прекратил импорт европейского продовольствия в ответ на санкции Запада.
На мой взгляд, главное отличие Москвы от Казани — это дети. Встретить ребенка в парках и на улицах Москвы даже в выходной день почти невозможно. Хотя обнимающиеся пары — на каждом шагу. Значит, эта привязанность не приносит плодов, она словно рано распускающиеся цветы. С точки зрения подрастающего поколения Казань богаче. Но в стране, несмотря на все стимулирующие программы Путина, население все же сокращается. Хотя считается, что численность российского населения почти не изменяется, если принять во внимание рост числа тех, кто родился не в России, можно констатировать, что русское население идет на убыль и стареет.
В метро, на рынке, в государственных учреждениях, даже среди проводников железнодорожного вагона редко можно встретить мужчину среднего и более старшего возраста. Но женщин этих лет вы можете видеть повсюду: продавец-консультант в магазине, служащий, торговец на рынке. Между тем мужчин среднего и более старшего возраста можно найти в образовательной и иных сферах, где работают «белые воротнички», в то время как в остальных областях они словно испарились. Эта картина заставляет сделать вывод, что женщины вплоть до преклонного возраста остаются главной опорой занятости в области экономики, сохраняя свою индивидуальность и волю, а подавляющая часть представителей сильного пола, едва стоит им постареть, утопает в болоте алкоголизма. У многих сорокалетних мужчин, с которыми мы беседовали в Казани, за спиной не один брак, разводы. Даже если у них есть дети, то их воспитанием занимаются бывшие жены. Таким образом, порядок и дисциплина, которые можно увидеть в области транспортного сообщения, в образовательных учреждениях, метро, при создании семьи и выстраивании семейной жизни практически отсутствует.
В 12-м Международном конгрессе социальных наук тюркского мира, который был проведен в Казанском федеральном университете, приняли участие ученые из Турции, России и многих других стран. Их выступления были посвящены историческим, социальным, политическим, экономическим проблемам и возможностям тюркского мира. В своем заключительном слове депутат турецкого парламента Синан Оган (Sinan Ogan) обратил внимание на несколько важных моментов.
Он говорил о давнем стремлении русских при каждом удобном случае выйти в южные моря. Со времен правления Петра I это стремление стало для русских императивом. Сталин в конце Второй мировой войны требовал размещения советских военных баз на черноморских проливах. В настоящее время в Анталии ежегодно отдыхают 2 миллиона россиян. Таким образом, русские все же «вышли» в южные моря. Анкара размышляет над тем, как увеличить эту цифру вдвое. Исторически русские боятся того, что Турция объединит тюркский мир. Прошедший конгресс собрал представителей этого мира из разных регионов: в некотором смысле мечта о пантюркизме была воплощена в жизнь.
В настоящее время Татарстан, входящий в состав Российской Федерации, и сама Россия желают того, чтобы эта республика взяла на себя функцию моста между тюркским миром за пределами России и московским правительством, чтобы экономические, культурные, а, следовательно, политические отношения продолжали развиваться на этом уровне и дальше. Ожидается, что всех, кто приехал в Россию из Турции и занят в разных секторах экономики, Россия обеспечит определенными преимуществами. Посредническая роль тюрок из Татарстана на разных уровнях, наряду с тем, что народы узнают друг друга и начинают испытывать доверие, приведет к благоприятным для каждой из сторон последствиям.
Автор — профессор, заместитель директора Центра исследований международной стратегии и безопасности (USGAM).