Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Белорусы хотят жить, как в Швеции, оставаясь иждивенцами государства

© РИА Новости Антон Мотолько / Перейти в фотобанкАкция белорусской оппозиции "Революция через социальную сеть" в Минске
Акция белорусской оппозиции Революция через социальную сеть в Минске
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Белорусы считают, что пришло время проводить реформы. Но надеются не на либерализацию, а на повышение влияния государства в различных сферах. Люди рассчитывают, что правительство станет гарантом выполнения условий реформ. Населению важно знать, что существуют определенные механизмы защиты. Часть людей, в том числе и госслужащих, действительно ждет результативных реформ, но массово население не готово нести убытки.

Белорусы считают, что пришло время проводить в стране реформы. Но надеются не на либерализацию, а на повышение влияния государства в различных сферах.

Люди рассчитывают, что правительство станет гарантом выполнения условий реформ, отмечает  аналитик Белорусского института стратегических исследований (BISS) Александр Автушко-Сикорский.

— Если смотреть на опросы общественного мнения, люди выражают желание, чтобы государство контролировало проведение реформ. Населению важно знать, что существуют определенные механизмы защиты. Например, граждане выступают за введение страховой медицины, но чтобы роль государства в здравоохранении при этом оставалась высокой, — комментирует эксперт.

Белорусы считают проведение реформ в той или иной степени необходимым — об этом во время опроса, проведенного в рамках проекта «Рефорум», заявили 76% респондентов. 

Под реформами люди подразумевают рост своего благосостояния и улучшение работы некоторых сфер — в первую очередь, медицины и образования, отмечает аналитик «Либерального клуба» Никита Беляев.

Терпеть негативные последствия реформ в течение 5-7 лет ради благополучия в будущем в той или иной степени готов  51% опрошенных.

В то же время исследования «Либерального клуба» показывают, что часть людей, в том числе и госслужащих, действительно ждет результативных реформ, но массово население все же не готово нести убытки в ближайшей перспективе ради положительного эффекта в будущем.

— Необходимость присутствия государства во многих сферах жизни — это  психологический фактор, традиционная надежда белорусов на государство, на хорошего правителя, который позволит преодолеть кризисные для страны времена, — отмечает Никита Беляев.

Все, что не государственное, — оппозиционное

Инициировать и нести ответственность за изменения, по мнению значительной части населения, должно правительство. За повышение государственного влияния в различных сферах высказались 43% опрошенных, против — 33%.

Директор Школы молодых менеджеров публичного администрирования SYMPA, социолог Наталья Рябова считает, что желание белорусов повысить роль властей связано с иждивенческой привычкой и непониманием того, что присутствие государства в разных сферах мы оплачиваем из своего кармана.

Недоверие к общественным организациям и оппозиции эксперт объясняет отсутствием веры друг к другу в принципе. Но главная причина в том, что средний белорус знает о существовании общественных организаций, но в целом не видит их роли в своей жизни.

Белорусы понимают, что гражданское общество и оппозиция отстранены от принятия решений в политике, поэтому им было бы трудно продвигать инициативы по проведению реформ, комментирует результаты опроса в рамках «Рефорума» Александр Автушко-Сикорский.

Население привыкло, что преобразования в стране происходят от имени и по инициативе государства. Доктор политических наук, директор Института политических исследований «Политическая сфера» Андрей Казакевич объясняет это политической традицией и культурой в стране, а также ситуацией, которая сложилась в информационном поле.

— Большинство белорусов даже не представляют, что субъектом активных действий, таких, как реформы, могут быть структуры гражданского общества, — говорит политолог.

Вся система реформирования в Белоруссии лежит на плечах государства, добавляет Наталья Рябова. Негосударственные организации принимают участие только в общественной жизни. Они не обладают правом ни законодательной инициативы, ни официального лоббирования.

— Наше законодательство оставляет негосударственные организации только объектами социальной жизни, не позволяя им даже близко приближаться к политике. А политические партии очень слабы и не присутствуют даже в парламенте, — говорит Наталья Рябова. — Кроме того, у населения сложился стереотип, что все негосударственное является оппозиционным и направлено на свержение существующей власти.

Организации и сами мало предлагают конкретных мер для изменений в стране. Исследование Либерального клуба «Индекс экономической адекватности» показало низкую активность политических партий в продвижении своих антикризисных экономических программ.

И все же 33% респондентов, принявших участие в опросе, проведенном в рамках «Реформа», выступила против повышения влияния государства в разных сферах. По оценке экспертов, это совсем не мало и с мнением этой части населения при принятии решений правительству так или иначе придется считаться.

— Основную роль в разработке реформ население возлагает на правительственные организации.  Роль общественных организаций, политической оппозиции и международных организаций не видится столь существенной. Но с другой стороны, весомая часть опрошенных высказывается за то, чтобы все заинтересованные стороны участвовали в разработке реформ, — отмечает аналитик BISS Елена Артеменко.

Может ли Белоруссия пойти по пути Швеции?

Результатом реформ, по мнению большинства белорусов, должна стать система политического и социально-экономического устройства, подобная шведской:  демократия, незначительное имущественное расслоение, высокий уровень социальной поддержки.

Никита Беляев уверен, что в опыте Скандинавии белорусы видят только верхушку айсберга, например, обширное социальное обеспечение со стороны государства.

— Но за этим стоит активное участие граждан в политической жизни страны, что подразумевает наличие электронного правительства. Не думаю, что наше население хочет этим заниматься. В Швеции и других странах довольно высокие налоги. Наше население и бизнес, желая применения у нас скандинавской модели, негативно реагируют на повышение налогов, — объясняет эксперт.

В Белоруссии по объективным причинам не может создаваться политическое  социально-экономическое устройство, как в Швеции— таково мнение Андрея Казакевича.

— Белорусская экономическая модель подразумевает наличие определенного количества прибыльных предприятий и отраслей и перераспределение этих благ в убыточные сферы. За счет этого есть возможность сохранять неконкурентоспособность многих отраслей экономики. Для скандинавских стран это не характерно. Там созданы конкурентные сферы, которые не требуют перераспределений, субсидий, ориентируясь больше на инновации и технологии, — говорит политолог.

Александр Автушко-Сикорский считает, что при наличии политической воли и правильной организации реформ, введение некоторых практик социально-экономического устройства Швеции, у нас все же возможно.

— Нам надо структурно перестраивать экономику. Нужно выходить из порочного круга, когда  дисбалансы накапливаются годами, а их последствия пытаются решить путем макроэкономической корректировки, — отмечает аналитик BISS.

В первую очередь, по его мнению, Белоруссия могла бы проводить экономические реформы и реформы системы социального обеспечения.