Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Геополитический риск

© East News / AP Photo/Turkish PresidencyПрезидент Турции Реджеп Тайип Эрдоган встретился с главнокомандующими турецкой армии
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган встретился с главнокомандующими турецкой армии
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сегодня на рынках не проходит и дня, чтобы не заговорили о геополитических рисках. Сегодня это совершенно естественно: такие риски могут поставить под угрозу все инвестиционные идеи и обнулить рыночные прогнозы. Так случилось, например, когда ультранационалистическая политика России сначала привела к аннексии Крыма, а затем толкнула Украину на грань распада.

Понятие геополитического риска используют на рынках каждый день. Сегодня данное понятие очень популярно, вы можете встретить его практически в любой посвященной Турции статье. Рассмотрим, что рынки понимают под геополитическими рисками.

Что такое геополитика?

Образованное путем соединения слов «geo» и «politeia» (в переводе с греческого — «земля» и «политика») понятие «геополитика» сегодня подразумевает географическую политику или то, что значит география для государства. Как видно, отправной точкой данной науки является география. Геополитика изучает то, как географическое положение того или иного государства взаимодействует с политикой, которую на данной территории проводит соответствующая страна.

С какими геополитическими рисками сталкиваются глобальные рынки?

Один из вопросов, волновавших мир в начале 2014 года, был связан с тем, какие геополитические риски могут возникнуть в этом году. Во-первых, это ультранационалистическая и экспансионистская политика, которая оформилась в России и повлекла за собой сначала аннексию Крыма, а затем толкнула Украину на грань распада. Риск, который уже поставил под угрозу все инвестиционные идеи и обнулил рыночные прогнозы, не исчез и сегодня. При этом штраф, который был выписан России и Украине инвесторами, не сумевшими просчитать этот риск, был очень суровым. За первые девять месяцев текущего года российский рубль потерял 17% своей стоимости, а украинская гривна — 38%. В этом году отток иностранного капитала из России ожидается на уровне 130 миллиардов долларов, а экономический рост страны составит в лучшем случае 0,5%.

Другой геополитический риск, который было непросто просчитать рынкам, отсылает нас к Китаю. Как известно, Китай, в последние 15 лет добившийся крупных экономических успехов, столкнулся с проблемами в отношениях с соседями и прежде всего Японией. Главный вопрос, который, помимо экономики, подогревает вражду Китая и Японии, связан с тем, кому принадлежит группа непригодных для жизни островов в Восточно-Китайском море. В действительности дело не в архипелаге. А в том, что через регион, в котором он расположен, проходят важные морские линии. Этот регион к тому же богат запасами нефти и природного газа. В конце прошлого года страны едва не оказались на пороге войны друг с другом. Лишь направив в этот регион два бомбардировщика B-52, США сумели поубавить задор Китая в этом вопросе — по крайней мере, на какое-то время.

Каковы геополитические риски для Турции?

Основные риски для нас — война на Украине, бомбардировка Газы со стороны Израиля или захват террористами нефтеочистительных заводов на Ближнем Востоке. Но с точки зрения последствий, создаваемых нашей географией, а также решениями, которые в отношении нее мы принимаем или не принимаем, главным риском является вопрос ИГИЛ («Исламское государство Ирака и Леванта»). Для иностранного инвестора Турция — это интегрированная с Западом и обладающая динамичной экономикой страна, где проживают 75 миллионов человек при подавляющем большинстве мусульманского населения. Это демократическое, светское государство с сильной армией, член НАТО, ведущий переговоры о присоединении к ЕС и включенный в такие институты, как ООН и Всемирная торговая организация. Кроме того, несмотря на непростую географию, нам до настоящего момента удавалось не разочаровывать иностранного инвестора. Однако наравне с такими показателями, как дефицит текущего счета, экономический рост, инфляция или дефицит бюджета, для инвестора также важны решения, которые Турция принимает во внешней политике, а также ее действия в составе таких международных организаций, как НАТО и ООН. Поэтому сегодня рынки внимательно следят за тем, какой выбор сделает Анкара относительно ИГИЛ. То, каким образом Турция будет участвовать в действиях НАТО, и определит, как рынки оценят этот геополитический риск в отношении Турции.