От улицы Wall Street до пляжей Красного моря, от подиумов Парижа до 949 московских ресторанов суши — тема везде одна и та же. Вопрос: Что общего имеют суши, высокая мода, туроператоры, торговля нефтью и (возможно), преследование очередного российского миллиардера? Ответ: Все они в той или иной мере демонстрируют, как российская экономика пытается справиться с введенными против нее западными санкциями. Вы можете видеть результаты их воздействия в Париже и на улице Wall Street, на пляжах Турции и Египта, а также — что почти неизбежно — в залах заседания московских судов.
Пример 1. Агентство Reuters сообщило в четверг о том, что планы банковского холдинга Morgan Stanley по продаже своего бизнеса по торговле нефтью государственному нефтяному гиганту ОАО «Роснефть» могут остаться нереализованными, поскольку наложенные на российскую компанию санкции делают, по сути, невозможным финансирование ее текущих операций. Последний раунд санкций, наложенных Евросоюзом и Соединенными Штатами, означает, что Роснефть теперь не имеет возможности занимать денежные средства на срок свыше 30 дней как на европейских, так и на американских финансовых рынках.
Агентство Reuters, ссылаясь на людей, знакомых с предметом, сообщает о том, что шансы на заключение сделки находятся в диапазоне от «возможно» до «крайне маловероятно». Это проблема не только для Роснефти, но также и для самого гиганта с Wall Street, который хочет выйти из трейдингового бизнеса, поскольку он связывает слишком большее количество капитала, необходимого для создания комфортных условий в соответствии с новыми правилами регулятора. Компания Роснефть не ответила на направленную в четверг просьбу журнала Furtune прокомментировать сложившуюся ситуацию, тогда как советник по правовым вопросам холдинга Morgan Stanley был в тот момент недоступен.
Пример 2. Один из московских судов подтвердил решение о содержании олигарха Владимира Евтушенкова под домашним арестом и отказал в просьбе о его освобождении под залог в 8 миллионов долларов. Так где же связь, спросите вы? Серьезная по своему охвату империя под названием «Система» включат в себя нефтяную компанию ОАО «Башнефть», которая была трансформирована в машину по производству наличности. Подобные потоки наличных средств (более 1 миллиарда долларов в первой половине 2014 года) представляют собой соблазнительную перспективу для Роснефти, которой нужно заплатить большие долги после приобретения в прошлом году весьма большой компании ТНК-BP. Знаковое обвинение в незаконной приватизации и отмывании денег, и весьма слабое эхо дела ЮКОСа 10-летней давности — но, как оказалось, оно управляется тем же Игорем Сеченым, который в настоящее время возглавляет Роснефть. Роснефть отрицает какую-либо вовлеченность в это дело и любые намеки на неправомерные действия, однако ее официальный представитель Михаил Леонтьев был рад возможности направить внимание общественности и суда в определенном направлении. В интервью на прошлой неделе газете «Комсомольская правда» он сказал: «Мне трудно себе представить, что Урал Рахимов (сын бывшего президента родного для “Башнефти” региона) приватизировал актив идеально корректно». И, сделав толстый намек на то, что может ожидать Евтушенкова, Леонтьев добавил: «У меня масса друзей, которые в тюрьме сидели, по нескольку лет, а потом обвинения были сняты. У нас специфическая судебная система. И особенно следственная. Понял?» Мы поняли. Акции «Системы» потеряли с июня более 60% стоимости.
Пример 3. Но только вдали от московских интриг напряженное положение становится заметным. Более 56 000 российских туристов в этом году нуждались в оказании помощи при возвращении домой после отдыха, потому что рубль обвалился до рекордно низкого уровня по отношению к доллару, что вызвало целую серию банкротств туроператоров. Этим фирмам, работающим на массовом рынке, счета выставляют в иностранной валюте, а оплату они принимают в рублях. «Российский туристический рынок переживает глубокий системный кризис, вызванный политическими и экономическими факторами, — заявила на прошлой неделе официальный представитель Российского союза туриндустрии Ирина Турина. — 2014 год оказался для туристической отрасли даже хуже, чем кризисный 2009 год, когда внешний туризм сократился на 15% — 20%».
Пример 4. Целые полчища оказавшихся в затруднительном положении представителей российского нижнего и среднего класса могут подорвать все еще заоблачную популярность Путина, но если вы верите в то, что Россия — это страна, управляемая 1% для 1%, то в таком случае ему следует опасаться чего-то большего: телезвезда Тина Канделаки (в лучшие времена ее можно было увидеть разъезжающей на Ferrari по Английской набережной в Ницце) на своей странице в Instagram в четверг пожаловалась на то, что впервые за 10 лет россияне не присутствуют в числе 10 самых активный покупателей модной одежды прет-а-порте в Париже. «Покупательная способность снижается, — написала она. — Мы больше не Эмираты (sic), мы больше не хотим покупать вещи в три раза дороже». (Черт возьми, мы не знали, что дела обстояли так плохо...)
Пример 5. По крайней мере вам по-прежнему разрешается покупать вещи дизайнера Жан-Поля Готье (Jean-Paul Gaultier), даже если вы не можете себе этого позволить. Вместе с тем компания Bloomberg сообщает, что российские санкции, наложенные на европейские продукты питания, в настоящее время уничтожают то, что было основным продуктом питания московского среднего класса на протяжении последних 10 лет, а именно — суши. Рестораны теперь вынуждены платить на 30% больше за чилийского лосося, поскольку они лишены возможности приобретать рыбу из Норвегии. И, кроме того, посетителям ресторанов не нравится внешний вид чилийского лосося. Тем временем в Мурманске, в арктическом порте, директор Михаил Зуб закрыл свой рыбоконсервный завод, уволил более 100 сотрудников и подал в суд на правительство после того, как введенные санкции лишили его возможности покупать норвежского лосося. Как говорится, #GLWT, то есть — желаю вам в этом удачи.