Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Радужные перспективы будущего Афганистана

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
С созданием коалиционного правительства на основе принципа разделения власти разрешились трудности с выборами в Афганистане. Таким образом, наступил период сотрудничества и гармонии, столь необходимый для процветания этой страны. Согласно достигнутому политическому соглашению, Ашраф Гани Ахмадзай стал президентом, а Абдулла Абдулла — исполнительным главою, то есть фактически премьер-министром.

С созданием коалиционного правительства на основе принципа разделения власти разрешились трудности с последними выборами в Афганистане. Таким образом, наступил период сотрудничества и гармонии, столь необходимый для процветания этой страны.

Согласно достигнутому политическому соглашению, Ашраф Гани Ахмадзай стал президентом, а Абдулла Абдулла — исполнительным главою, то есть фактически премьер-министром.

Благодаря этому Ахмадзай и Абдулла после нескольких месяцев противоречий пришли к соглашению по поводу формирования правительства национального единства. 21 сентября они подписали соответствующий документ в президентском дворце в присутствии прежнего главы государства Хамида Карзая, членов кабинета министров и национального совета, старейших племен и международных представителей.

В своем заключительном слове на этом заседании Карзай сказал: «Содержание соглашения касается обоих кандидатов и мы не играли в нем никакую роль. Афганский народ с нетерпением ждал этого дня. Базары Кабула сегодня вели оживленную торговлю, а жители, вновь исполнившись надеждой на будущее, вышли из своих домов».

Таким образом, выборы в Афганистане, начавшиеся еще 5 апреля этого года, пришли к логическому завершению спустя почти шесть месяцев. Это были самые продолжительные выборы, которые поставили новый рекорд в истории политико-демократического соперничества.

Аспекты анализа выборов

Прошедшие в Афганистане выборы можно анализировать по нескольким аспектам.

— Личностный аспект. Отказавшись от собственных амбиций, Абдулла и Ашраф Гани пришли к умеренному решению. Нынешние условия соглашения в Афганистане несопоставимы с прошлыми лозунгами и позициями обоих кандидатов.

Непризнание результата голосования, в котором тот или другой не значатся победителем, и отказ делить власть в случае победы были только некоторыми заявлениями обоих кандидатов, что сильно отличается от содержания нынешнего соглашения между ними.

В этом плане мы являемся свидетелями наступления некой политической зрелости, потому как оба претендента ради национальных интересов страны решили отказаться от единоличной победы и получения самого высокого поста в государственной иерархии.

Это решение означает успех и победу афганского народа, поскольку теперь власть в стране пришла к людям, которые готовы предпочесть спокойствие, процветание и безопасность граждан личным амбициям в плане достижения наивысшей власти. Несомненно, наличие такого взгляда у руководства страны может сулить Афганистану процветающее будущее.

Тем не менее, следует различать позиции обоих кандидатов и их сторонников. Судя по комментариям приверженцев той или иной группы, оставляемых ими в социальных сетях, некоторые радикалы выступали и продолжают выступать против такого соглашения. Другими словами, они до сих пор остаются сторонниками тех лозунгов, с которыми выступали оба претендента в последние несколько месяцев и которые так противоречат нынешнему разделению власти.

— Общественный аспект. На основе достигнутого соглашения афганское общество можно разделить на две большие группы.

В первую входят люди, которые все так же поддерживают одного из кандидатов и никогда не согласятся с правлением обоих. Аргументы этой группы состоят в том, что два претендента, разделив власть, игнорировали точку зрения народа, то есть оба политика заключили сделку, пожертвовав при этом общественным мнением.

Вторая группа считает более целесообразным признать нынешнее соглашение между двумя кандидатами только ради того, чтобы положить конец их разногласиям. Прения кандидатов могли привести к значительным политическим, экономическим и социальным кризисам и вновь дестабилизировать ситуацию в стране, что было явно не на пользу народу или какой-либо партии.

— Региональный аспект. С наступлением политической стабильности в Афганистане все региональные государства облегченно вздохнули, ведь для них внутриполитический баланс в этой стране означает безопасность во всем регионе.

Сейчас государства региона начнут соперничать между собой за то, кому больше удастся развить отношения с новым правительством Афганистана. Поздравления, отправленные многими региональными лидерами по случаю создания правительства национального единства в Афганистане, свидетельствуют о готовности развивать сотрудничество с силами, пришедшими к власти в этой стране. Внутри региона и за его пределами разные государства декларативно приветствуют нынешнее развитие ситуации.

— Межрегиональный аспект. На международном уровне внешнеполитические ведомства многих стран заявили о своей поддержке достигнутого соглашения.

Госсекретарь США Джон Керри назвал подписание соглашения «важным моментом для управления страной», подчеркнув при этом, что большая часть работы еще впереди.

В своем обращении он заявил: «Эти люди (Абдулла и Ахмадзай) отдали предпочтение афганскому народу и выступили в качестве гарантов первого за всю историю их страны демократического и мирного перехода власти к правительству национального единства».

Темы для обсуждения

Учитывая тот факт, что Ашраф Гани и Абдулла согласились создать правительство национального единства, следует обратить внимание на следующие обстоятельства.

— Данное соглашение, заключенное в экстренной ситуации, является не столько совместным договором для решения проблемы, сколько выходом из политического тупика.

— Некоторые наблюдатели склонны считать, что на готовность Ашрафа Гани и Абдуллы прийти к соглашению в основном повлияло внутреннее и внешнее давление.

Внутреннее давление выразилось в позиции правительства Карзая и самого бывшего президента. Эти круги отмечали, что продолжение взятого курса на напряженность и реализации амбиций того или иного кандидата принесет огромный вред Афганистану, стимулирует рост инфляции, затормозит рост экономики и будет на руку радикальным силам.

Внешнее давление, заставившее стороны прийти к соглашению по поводу разделения власти, нашло отражение в визитах иностранных представителей и их встречах с кандидатами. Свою роль также сыграли угрозы некоторых стран вывести собственные военные силы из Афганистана и прекратить оказывать стране финансовую помощь.

— До сих пор остаются неясными точные итоги голосования. Независимая избирательная комиссия объявила итоги второго тура, однако в них нет конкретных цифр и процентов.

На короткой пресс-конференции 21 сентября глава избиркома Ахмад Юсеф Нурестани по бумаге зачитал результат голосования и заявил, что Ашраф Гани Ахмадзай — президент, а Абдулла Абдулла — исполнительный глава.

Нурестани указал на аннулирование голосов некоторых избирательных урн и признал факт нарушений в ходе выборов. Причинами невозможности проведения прозрачного голосования он назвал отсутствие электронных паспортов, неточные данные местных властей о количестве проживаемого населения и проблемы с безопасностью.

— Одной из первостепенных задач нового правительства является пересмотр структуры органов, отвечающих за проведение выборов, и восстановление пошатнувшегося авторитета Независимой избирательной комиссии.

— Для придания законного статуса исполнительному главе Афганистана как исполняющему обязанности премьер-министра необходимо принять соответствующие изменения в Конституцию на основе мнения всеафганского совета представителей Лойя-Джирга и старейшин племен. Пока эта задача не будет выполнена, президент и премьер-министр должны сотрудничать друг с другом, разделяя свои полномочия.

— Разделение политической власти в Афганистане как результат весьма затянувшихся президентских выборов ознаменовало собой адаптацию демократических принципов на территории страны и придание им национальной афганской специфики. Нынешнее правительство должно быть в состоянии реализовать основные требования всех этнических групп населения.

— При прежнем правительстве команда Абдуллы находилась в оппозиции, однако сейчас ей удалось получить значительные официальные полномочия. В настоящий момент оппозиция как таковая уже перестала существовать, однако условия для формирования группы оппонентов, которые в будущем смогут играть роль третьей партии, уже созданы.

Как бы то ни было, в сложившейся ситуации кажется резонным предположить, что Афганистану угрожает не столько давление со стороны оппозиции, сколько целый спектр внутренних рисков.