— Азербайджан и его международные партнеры 20 сентября отметили 20-летие «Контракта века», в этот же день был заложен «Южный газовый коридор». Италия является активным участником этих проектов. Чем эти события важны для вашей страны?
— С вводом в эксплуатацию трубопровода БТД Азербайджан превратился в одного из самых важных поставщиков нефти для итальянского рынка. В соответствие с природой международного нефтяного рынка, коммерческие отношения стали развиваться на этой экономической основе.
В будущем Азербайджан будет играть еще большую роль в поставках энергоресурсов в Италию, так как строительство TAP принесет азербайджанский газ на итальянский рынок. Этот новый маршрут поможет диверсифицировать поставки природного газа, повысив энергетическую безопасность Италии. В обеспечении строительства газопровода политическое сотрудничество на правительственном уровне играет важную роль. Более того, после строительства трубопровод будет представлять собой взаимное юридическое обязательство, которое потенциально окажет важное влияние на другие сектора.
— Нередко, когда начинается реализация крупных инфраструктурных проектов, звучит обеспокоенность экологов…
— Строительство трубопровода — полностью решенный вопрос. Да, некоторые из представителей общественности и местных органов власти, политики по идеологическим причинам высказывают подобные мнения, пытаются заявить о себе на национальном уровне, выступая против крупных инфраструктурных проектов только потому, что они пользуются поддержкой правительства. Но в случае с TAP об экологических угрозах говорить не приходится.
— Что вы в целом можете сказать об отношениях между Азербайджаном и Италией?
— Наши двусторонние отношения очень хорошие, и я вижу приверженность обеих сторон к их улучшению. Азербайджанский рынок расширяется быстрыми темпами, Италия также предлагает хорошие возможности для инвестиций, как частного, так и общественного капитала. Даже после смены премьер-министров Италии я вижу постоянное желание сотрудничать на долгосрочной основе, которое объединяет всех, кто ответственен в Италии за принятие решений.
— Буквально на днях один из лидеров армянской общины Италии заявил, что им якобы удалось сорвать визит итальянского премьера в Азербайджан. Так ли это?
— Нет, абсолютно. Как вы знаете, Италия переживает сложный кризис, так как премьер-министр Ренци проводит большие реформы итальянской экономики, начиная с трудового законодательства и заканчивая государственными расходами. Неудивительно, что он сталкивается с жесткой оппозицией со стороны профсоюзов и заинтересованных групп. Он также сталкивается с противодействием даже внутри его собственной партии большинства.
Решение отложить визит в Азербайджан было болезненным, но премьер-министр Ренци смог справиться с оппозицией перед принятием некоторых важных решений на европейском уровне.
— Как по-вашему, может ли референдум в Шотландии, как на это надеются в Армении, добавить оснований для международного признания «независимости» Нагорного Карабаха?
— Каждая территория имеет свою уникальную и сложную историю. Таким образом, проведение тут аналогий весьма проблематично, хотя референдум в Шотландии и стал воодушевляющим примером того, что всегда есть возможность мирной совместной работы и достижения согласованных решений.