Хорошо жить среди просто приятных людей или людей приятных во всех отношениях, но у Израиля то окружение, которое приятным назвать сложно, да и что в наше время — приятное окружение? Нужно налаживать жизнь с тем окружением, которое есть.
Определенные успехи в этом направлении по налаживанию связей со странами, государственные интересы которых подталкивают их к взаимодействию с Израилем, безусловно, есть. Наибольшей консолидирующей силой с такими странами, как Саудовская Аравия, Иордания, Египет является не только иранская угроза, но и террористическая активность всевозможных исламских экстремистов, которые, как к большому удивлению оказалось, угрожают уже не столько Израилю, сколько «неправильным» мусульманам. А неправильным мусульманином будет тот, кого таковым назначат, будь он хоть прямой потомок пророка в 41 поколении, как король Иордании, или Хранитель мусульманских святынь — мечети аль-Харам в Мекке и мечети Пророка в Медине, как король Саудовской Аравии. А уж о Ас-Сиси и говорить нечего, он главный гонитель «Братьев-мусульман».
Не препятствуя долгое время антиизраильской пропаганде, эти страны взрастили собственную «пятую колону». Так, например, если иорданская армия достаточно сильна, хорошо подготовлена и мотивирована, то те иорданцы, которые называют себя палестинцами, в своей массе поддерживают угрожающий существованию государства «халифат» и могут развязать гражданскую войну по типу сирийской, чем поставить иорданскую армию в крайне сложное положение. Не так давно в иорданском городе Маан во время демонстрации в поддержку ISIS участники развернули черные знамена террористов и скандировали: «Долой, долой Абдаллу!»
Положение Саудовской Аравии не лучше. Проиранское шиитское меньшинство живет в очень чувствительном месте Саудовской Аравии — в ее Восточной провинции, то есть там, где нефть.
Оказалось, что с Израилем гораздо выгоднее взаимодействовать, консолидировать усилия в области ПРО, в сфере безопасности, в технологической сфере, чем конфликтовать. Израиль смог довести до противников и союзников в регионе свою возможность жесткого ответа на любое нападение, так, что стало понятно, военное противостояние с Израилем слишком опасно, но взаимодействие может быть обоюдовыгодным.
Например, взаимодействие по пресной воде, которая в нашем водопроблемном регионе многовековая причина войны и мира. Эту проблему нужно было решать, и Израиль нарастил мощности по опреснению морской воды.
Обратный осмос на сегодня наиболее эффективный метод опреснения морской воды, но очень энергоемкий. После обнаружения больших запасов газа на средиземноморском шельфе, острота этой проблемы снижена. Теперь Израиль может обеспечивать пресной водой себя и даже своих соседей — 80% пресной воды потребляемой в Иордании поступает из Израиля. Количество воды, поставляемой в Иорданию, увеличено с учетом возросшего количества сирийских и иракских беженцев.
В Иорданию будет поставляться и израильский природный газ. Контрактом предусматриваются поставки в королевство 45 млрд кубометров газа в течение 15 лет. И, кроме того, Израиль подтвердил оказание помощи Иордании в случае вполне вероятного нападения ISIS. Так что, Иордания условия мирного договора с Израилем соблюдать будет.
Агентство Bloomberg сообщило серьезном продвижении к заключению еще одного контракта, который будет подписан до конца 2014 года. Речь идет о поставке 180 млрд кубометров газа с месторождений Левиафан и Тамар по трубопроводу, проложенному по дну Средиземного моря, на египетские заводы сжиженного природного газа городах Дамьетта и Идку в северной части дельты Нила для дальнейшей поставки на рынки Европы и Азии..
Не так давно Египет был важным поставщиком природного газа в Израиль, а джихадисты развлекались подрывами газовых трубопроводов на Синае, не особо различая трубы, идущие в Израиль, от труб в Иорданию. Египет заинтересован в израильском газе из-за истощения собственных месторождений, и, само собой, ради доходов от экспорта и переработки.
Поставки газа в Европу через Египет можно организовать быстрее, чем с использованием собственной израильской инфраструктуры, которую еще нужно создать, учитывая то, что для строительства заводов СПГ потребуются годы, вложение миллиардов долларов, да и повлечет за собой длинный процесс согласования и экологических экспертиз.
Эти проекты безусловно важны, как Израилю, так и Египту, но оценивать их без учета последних событий касающихся России и Украины, было бы неверно. Происходящее там сделало энергетическую безопасность для Европы и ЕС важнейшим приоритетом.
В свете этих перспективных контрактов мирная жизнь в Израиле тоже становится аспектом энергетической безопасности Европы. «Успокаивать» джихадистов Европа за нас не станет, но мешать будет меньше.
23 сентября в канун 5775 года Министерство транспорта Израиля подписало с китайской компанией «Чайна Харбор» (China Harbour Engineering Company Ltd.) о строительстве в Ашдоде первого из двух запланированных портов. А будущая железная дорога Ашдод-Эйлат создаст условия для транзита грузов между Европой и Азией. Это будет новый торговый маршрут между Европой и Азией, не альтернативный Суэцкому каналу, а дополняющий его.
Египет ведет дноуглубительные работы на канале для того, чтобы пропускать все виды судов, но канал однофарватерный, есть несколько участков для расхождения кораблей, что вполне естественно снижает скорость прохождения судов.
В 1995 году консорциум четырех компаний из Норвегии, России, Украины и США создал морскую плавучую платформу Sea Launch. Эта платформа — плавучий космодром — производила коммерческий запуск запуска ракет с района, расположенного вблизи экватора.
Дело было крайне выгодным. Старт ракеты в районе экватора, где скорость вращения земли максимальная, обеспечивает дополнительный «толчок» ракете, что и позволяло за счет этого запускать в космос грузы с существенно большим весом, чем, к примеру, с мыса Канаверал. Эффект мог достигать 25%, что весьма существенно. Ну и исключались риски аварийных ситуаций над густонаселенными районами.
Все так, но вот основой проекта была ракета «Зенит», (главный разработчик — КБ «Южное» имени академика М.К.Янгеля в г. Днепропетровске), а производилась ракета на украинском предприятии по производству ракетно-космической техники «Производственное объединение «Южный машиностроительный завод» имени А. М. Макарова» (Южмаш) в том же Днепропетровске.
До конца года из Украины в Израиль уедет около 7 тысяч евреев, т.е. больше чем за три предыдущих года. Большая часть репатриантов выезжает из районов боевых действий, в том числе значительный рост количества выезжающих отмечен и в Днепропетровской области. Им не до российско-украинских ракет.
Сегодня взаимодействие России и Украины, как в строительстве ракет, так и в морских стартах представить сложно, да и отношение США и Норвегии с Россией далеко не безоблачные, санкции — не лучший путь к сближению.
Вот и настали плавучего космодрома Sea Launch сложные времена.
В ряде СМИ появилась информация о возможной покупке Sea Launch Израилем. Понятно, что эта информация вызывает вполне обоснованные сомнения. Видимо речь идет о покупке российского пакета акций консорциума. В любом случае при сегодняшнем составе собственников платформа существовать не сможет. Ну а для Израиля, единственной страны, запускающей ракеты в направлении против вращения земли, значение приобретения такой платформы, как коммерческое, так и военное, сложно переоценить.
В рамках статьи невозможно описать большинство коммерческих проектов и политические контакты Израиля. Часть из них носят закрытый характер, часть известна, но нужно отметить, что рациональность действий не самая сильная сторона стран региона, региона, где могут разрушить многолетние и взаимовыгодные отношения ради иррациональных идей или актуального в данную секунду политиканства.
Поэтому развивать региональные союзы и торговые соглашения нужно, но недостаточно. Пример Турции и Ирана вполне достаточен для понимания того, что нет таких договоров и выгод, которые исламисты не готовы принести в жертву.
Понятно, что Израилю нужны такие вооруженные силы, способность к отпору которых не возникает желание проверять.
Военные и дипломатические подходы к угрозам в военной сфере основываются на пяти элементах:
1. Сдерживание, то есть создание условий, исключающих стремление противника решить проблемы военным путем.
2. Раннее предупреждение (упреждающий удар, уничтожение объектов и конвоев создающих угрозы безопасности Израиля).
3. Пассивная оборона (готовность тыла).
4. Активная оборона, то есть перехват различных ракет.
5. Наступательные возможности, которые позволят сократить количество и частоту ракетных атак.
Если принять версию наличия ядерного оружия у Израиля, то на сегодня создан третий, морской компонент ядерной триады для ответных действий, компенсирующий относительную уязвимость наземных ракетных комплексов и аэродромов в случае атаки со стороны враждебных государств.
О современных угрозах
Основные угрозы, с которыми сталкивался Израиль ранее, исходили от коалиции арабских государств. Сегодня, такая угроза маловероятна. Основными угрозами являются возможные военные действия со стороны негосударственных субъектов, таких, как ХАМАС, Хизбалла, ISIS использующих террористические и партизанские тактики, и угрозы, основанные на использование баллистических ракет и средств массового уничтожения.
Стратегический баланс на Ближнем Востоке изменился в связи с тем, что у арабов не стало поддержки сверхдержавы, обеспечивающей их военные действия. Традиционное дружественное отношение России к арабам уже не имеет такого значения, как 1967 и 1973 годах, кроме поставок вооружений и военной техники. Но для стремления повоевать этого недостаточно.
Исчезло панарабское видение мира. Исламское видение усилилось, но мишенью в этом случае является весь немусульманский мир. Да и мусульманский, который посчитают «неправильным» тоже стал мишенью.
Мирные договоры с Египтом и Иорданией работают, причем не из-за формальной подписи на бумаге, а из-за реальной необходимости мира с Израилем для этих стран. Кроме того арабские правительства, формально или неформально, но признают бесплодность достижения своих целей по отношению к Израилю военными средствами. Цент тяжести перенесен на дипломатические усилия. Активное военное противостояние теперь прерогатива негосударственных структур и неарабской страны — Ирана.
Основные угрозы сегодняшнего дня для Израиля можно свести к следующему:
Это, во-первых, партизанская война и терроризм, так называемая «асимметричная война». Под «ассиметричной войной» понимают войну между государством и негосударственной структурой. Ее особенностью можно назвать то, что негосударственные структуры не чувствуют себя связанными законами и обычаями войны, международными конвенциями и договорами. В их арсенале присутствуют любые мыслимые и немыслимые военные преступления, а сами боевики малоотличимы от мирных или условно мирных граждан.
Во-вторых все более значимой является опасность от применения против Израиля баллистических ракет и средств массового уничтожения, то есть, в основном, иранская угроза.
Эти две области имеют ряд общих черт. Это, во-первых, то, что главной мишенью и является гражданское население Израиля. Во-вторых, главным оружием являются ракеты различных диапазонов, которые по дальности могут достигать любой цели в государстве Израиль. И, в-третьих, отсутствует стремление одержать решающую военную победу над Израилем, а, скорее, нанести удар национальным ценностям, общественной морали, получить возможные политические выгоды (это очень наглядно демонстрирует Турция).
Основная угроза, поэтому не армейская операция, угрожающая территориальной целостности Израиля, а эрозия национального духа.
Но для оптимизма есть все основания. Операция «Несокрушимая скала» показала высочайший уровень морально-психологической устойчивости израильтян. Это то, что отличает Израиль в мире.