Исторические и культурные связи Ирана и Йемена слишком прочны, чтобы оборваться по требованию нынешних йеменских властей или Саудовской Аравии. Несмотря на значительную удаленность Ирана и Йемена, народы этих стран довольно тесно общались. В своей книге «История шиизма в Иране» Расул Джафариан пишет, что в VII веке в Иран переселились целых два йеменских племени. Большой количество эпитетов, связанных с Йеменом, существует и в персидской литературе: «йеменский опал» (агат), «йеменский Каноп (главная звезда в созвездии „Корабль Арго“)», названный так потому, что впервые ее заметили йеменцы, «йеменская красавица» и так далее.
Вместе с тем иранцы оказали сильное влияние на историческое развитие Йемена. Некоторые видные представители Ирана посещали эту страну в частном порядке. Одним из них был иранский ученый и лексикограф Мухаммед ибн Якуб Фирузабади (1329-1415), автор толкового словаря арабского языка «аль-Камус аль-Мухит». Он посетил Йемен в XV веке и был удостоен местным правителем званием муфтия. Спустя десять лет Фирузабади скончался и был похоронен в городе Зебид на берегу Красного моря.
Первый этап присутствия иранцев в Йемене
За несколько веков до ислама шах Ирана из династии Сасанидов по просьбе правителя Йемена Сейфа Бин Зи Изана отправил туда свою армию. Под руководством военачальника Вахреза сасанидская рать вступила в бой с напавшими на Йемен абиссинцами, разгромила их и вынудила покинуть страну. Иранские воины остались жить на отвоеванной территории и начали брать в жены местных женщин. Впоследствии их потомки стали называться «абна аль-фурс» («сыны Персии»). Сейчас в районе Бани Хашиш недалеко от йеменской столицы Саны есть две деревни Абна и Фурс, а у всех проживающих там людей фамилия Аль-Джилани (арабизированная форма фамилии Гиляни, происходящей, в свою очередь, от названия северной провинции Ирана Гилян). Когда пророком ислама Мухаммед исполнял свою миссию, правителем Йемена был потомок иранцев по имени Базан.
После поездки в Сану первого шиитского имама Али, призвавшего жителей Йемена обратиться в ислам, Базан принял новую религию. Вслед за этим все население Саны изъявило добровольное желание стать мусульманами, и таким образом ислам установился там мирно и без кровопролития. Тогда Базан подарил Мухаммеду свой сад, который Пророк передал для строительства мечети. В настоящее время Аль-Джами-аль-Кабир в древнем центре йеменской столицы является одной из самых старинных мечетей в исламском мире.
Второй этап присутствия иранцев в Йемене
В IX веке основатель зейдитского имамата в Йемене Яхья Бин Аль-Хусейн, известный также под прозвищем Аль-Хади, вместе с группой своих иранских сторонников из Дейлема и Табаристана (современных провинций Гилян и Мазендеран на севере Ирана) в количестве почти 800 человек отправились в йеменскую Сааду на северо-западе страны. Тогда племена хамедан, джулан и бакиль присягнули Аль-Хади на верность, положив тем самым начало первому шиитскому государству в Йемене. Сейчас прах зейдитского имама Яхьи Бин Аль-Хусейна покоится в стенах мечети Аль-Джами-Аль-Хади в городе Сааде, а сама его гробница является местом поклонения шиитских паломников. Рядом с ней в месте под названием «Усыпальница табарийцев (мазендеранцев)» захоронены его единомышленники из числа иранцев. После кончины Яхьи Бин Аль-Хусейна зейдитские имамы правили в Йемене еще 11 веков.
Иранцы сыграли неоценимую роль в распространении ислама шиитского толка среди йеменского населения. Насколько же дальновидны и великодушны были иранцы в древние времена, когда они, рискуя собственной жизнью и опираясь лишь на собственные силы, совершали такие длительные путешествия на юг Аравийского полуострова, чтобы изменить судьбу Йемена. Вечная память их мужеству и великому духу.