Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Почему Клаус это делает?

Восхваляя Путина, Вацлав Клаус рискует нашей свободой. Не обязательно соглашаться с Украиной, но речь идет о нашей безопасности: стать российской ближайшей заграницей было бы для нас как минимум трагично

© East News / Marek KorlakБывший президент Чехии Вацлав Клаус
Бывший президент Чехии Вацлав Клаус
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Все, что русские привнесли в Чехословакию, повлекло нарастание грубости и спад цивилизационного уровня. Устранение последствий русского господства продлится еще не 5 лет и не 50 лет, а целый век. Вацлав Клаус предлагает более близкие отношения с Россией, а это опасно. Снова пережить всю тупость и грубость самодержавия? Почему Клаус это делает, не понятно.

Экс-президент Клаус заявляет, что конфликт Украина-Путин вызван Западом, Европейским Союзом, НАТО и США. Западные силы умело втянули Путина в конфликт и разожгли украинский мятеж, поэтому удивляться Путину не стоит — с его стороны это самооборона. Украина — колыбель России, которая и сегодня является домом для миллионов русских. Она исторически интегрирована в постсоветское пространство, и изменить это нельзя. И якобы нынешняя Россия отличается от брежневской. «Я всегда говорю моим американским и британским друзьям, что, хотя политическая система в России отличается от наших систем, и нам бы жить при ней не понравилось, сравнивать нынешнюю Россию с Советским Союзом Леонида Брежнева просто глупо», — говорит Клаус.

Его аргументы применимы и к Белоруссии, а также, возможно, к прибалтийским республикам и Молдавии — все это страны, которые русские традиционно называют «ближним зарубежьем», где у них естественное право на господство. Не так давно ближнее зарубежье было больше — к нему относились и мы. Тот, кто принимает аргументы о том, что Украина — искусственное государство, и что Путин имеет историческое и национальное право присовокупить это государство к России, не может другие упомянутые страны списывать со счетов. Право присоединять к России (согласно аргументам Клауса) в их случае актуально так же, как и для Украины. Так вскоре перед нами вырастет новая Великороссия с границами за Прешовом и под Варшавой — с новым пониманием ближнего зарубежья, где могут оказаться и словаки, и чехи, и болгары, и поляки. Эта славянская идея преследует россиян и разных интеллектуалов из прилегающих стран уже два столетия. Совсем скоро будет и 200 лет с тех пор, как К. Г. Боровский решительно отверг панславизм, используя аргументы, которые работают и сегодня. Но мысль Клауса движется в ином направлении. Он воспринимает российское государство как принципиально изменившееся, а Путина — как рационального политика.

Однако Россия никоим образом не поменялась. Как коммунизм был продолжением царства, но иными средствами, так и посткоммунистический Путин является продолжением все того же обожествления государства, его превалирования над гражданами, которые это государство лишь обслуживают. Амплитуда зла, которым российское государство мучает своих граждан уже многие столетия, переменна. При Путине -да, у россиян относительно больше свободы, чем в другие периоды истории, но все может быстро измениться. Это послабление, которое Путин дал народу, и которое в последние годы, когда растет интерес России к экспансии, Путин сам же снова отбирает. Об этом бесконечном российском горе было написано уже множество книг, исследовательских работ, анализов и художественных произведений. Клаус уверен, что горе россиян - на исходе, или что для русского государства оно естественно. Тех аспектов империализма, которые в будущем могли бы угрожать нашей республике, он не видит.

Чехам не стоит ломать голову, какую из сторон признать правой: Украина и Россия на самом деле являются очень похожими государствами. (Хрущев и Брежнев были наполовину украинцами). Чехам стоит задуматься о собственной безопасности. Невыгодное положение в Европе между немцами и русскими никуда не делось. У нас есть разные мифы о том, как мы платили немцам дань в 300 волов, или о том, как мы 300 лет стенали под Габсбургами. Однако зависимость от этих империй приносила Чехии не только страдания и порабощение, но и, в определенные периоды, давала относительную безопасность и, что главное - доступ к западной цивилизации, в которую чехи успешно интегрировались еще 1000 лет назад.

Русское господство нам этого не принесло: с точки зрения цивилизации русским нечего было предложить. Все, что они привнесли в Чехословакию, повлекло нарастание грубости и спад цивилизационного уровня. Устранение последствий русского господства продлится еще не 5 лет и не 50 лет по Масарику, а целый век. Вацлав Клаус предлагает более близкие отношения с Россией, а это опасно. Стать российской ближайшей заграницей было бы для нас как минимум трагично. Снова пережить всю тупость и грубость самодержавия? Почему Клаус это делает, не понятно. Россия традиционно является прямой противоположностью всех столпов цивилизации, на которых в 90-е годы Клаус основывал свою политику трансформации и приближения Чехии к Западу. Он критикует Европейский Союз за централистическое командование, за уничтожение государств с их исторической спецификой, за демократический дефицит Брюсселя. Но все это элементы, на которых уже многие века стоит Россия, тогда как для Европы Брюссель является - пусть неудобным - но все же временным явлением. Путина Клаус не критикует. Его критика Запада создает впечатление, что Россия у себя дома уже справилась со всеми недостатками Европы. Не справилась. Искать помощи, брать пример или что-то еще у русских опасно — и для ближайшего, и для дальнего зарубежья.