На Ближнем Востоке боевики-кавказцы играют важную, даже решающую роль. Их можно встретить в высшем эшелоне военного командования группировки «Исламское государство». Еженедельник «Нувель обсерватер» рассказывает об эпопее чеченских бойцов в Сирии, отмечая одну особенность: все чеченские эмиры ИГ — родом из Панкисского ущелья.
Они пишут поэмы на своих кинжалах. Они их любят больше, чем своих женщин. «Они идут в бой, как на любовное свидание. Для них война — это жизнь. Месть была их верой», — цитирует еженедельник английскую писательницу Лесли Бланш и отмечает, что написанное ею о воинственных кавказцах XIX века актуально и сегодня.
Изгнанные со своего родного Кавказа жестокими репрессиями после двух кровопролитнейших чеченских конфликтов в 1990-х и 2000-х годах, чеченские боевики, «подогреваемые многовековой традицией защитников и агрессоров, с оружием в руках иммигрировали на Ближний Восток». Сирию, а потом Ирак они сделали новым полем боя.
Лишенные возможности бороться за независимость, эти «кавказские добровольцы, воины Аллаха» ведут «священную войну» в группировке Исламского государства. «Изгнанные с родной земли» чеченцы считают, что в рядах джихадистов группировки ИГ в борьбе против дамасского режима, они — хотя бы косвенно — воюют с Россией.
Ближний Восток стал для них «горизонтом» новой эпопеи, которую журнал считает более кровавой, чем героической. Чеченцы впервые воюют за пределами своей территории, где они защищали свою землю, свои семьи, свой клан, свой народ.
Сколько их? «Примерно полторы тысячи, хотя точную цифру установить невозможно, так как число чеченских боевиков каждый день меняется», — сообщил журналу чеченский историк и диссидент Майрбек Вачагаев. Он утверждает, что из полутора тысяч всего 10% «романтиков» прибыли из Чечни. Большая часть «чеченского войска» в основном из Турции и Сирии.
Это люди, бежавшие от двух чеченских войн или потомки чеченской диаспоры, покинувшие Кавказ после российского завоевания в конце XIX века. Воинственные и непримиримые, эти «идеологи оружия» считаются замечательными воинами.
Часть боевиков прибыла на Ближний Восток из Западной Европы, где на сегодняшний день находится 200 тысяч чеченских беженцев. В списке стран, где проживает основная масса чеченцев — Австрия, Германия, Бельгия. Франция, где проживает 35 тысяч чеченцев, «поставила» в «войско Аллаха» не больше двадцати боевиков.
Журнал рассказывает, что воюют они, в основном, под командованием «рыжего Омара аль-Шишани». В подчинении «генерала аль-Шишани» находятся также около 200 дагестанцев. Чеченцы пополняют ряды боевиков группировки Ансар аш-Шам, близкой к сирийскому исламистскому движению Фронт ан-Нусра.
В соединении независимого, близкого к Сирийской свободной армии полевого командира Муслима (настоящая фамилия Маргошвили) сражаются 200 чеченцев. Немало чеченцев и в рядах «официального представительства на Востоке» нового «эмира Кавказа» дагестанца Абу Мухаммеда аль-Дагестани (в миру Алиасхаб Кобеков).
Журнал отмечает одну особенность — все эти эмиры происходят из Панкисского ущелья на севере Грузии. Воинственный дух чеченцев известен. Их было всего несколько тысяч, когда они нанесли поражение 100-тысячной российской армии в двух войнах — в 1994 и 1999 годах.
Чтобы «поставить чеченцев на колени», Москве пришлось «завалить бомбами» маленькую Чечню. В неравной борьбе с Москвой погибли 100 тысяч человек из менее чем миллионного населения маленькой кавказской республики. Однако до конца чеченцев сломить не удалось. Сопротивление ушло в подполье и время от времени напоминает о себе.
Возвращаясь к чеченскому присутствию в Сирии, журнал отмечает, что среди смертников чеченских боевиков нет. Они не ищут смерти, они ее «обманывают». Они дерутся, как «львы», но только в «честном бою», и по праву пользуются уважением даже у своих противников. Чеченцы сделали войну искусством жить и умирать, — считает автор статьи в «Нувель обсерватер».
Еженедельник представляет «звезду» — нового врага западного мира группировки Исламское государство 28-летнего Тархана Батирашвили, известного как Омар аль-Шишани. «Рыжебородый генерал» стал одним из двух лидеров группировки. Благодаря своему таланту стратега, Омар был одним из «разработчиков» взятия исламистами второго города Ирака Моссула.
Тархана Батирашвили джихадисты «ценят не за религиозность, а за его талант военного стратега», — рассказал журналу грузинский военный. Омар аль-Шишани по отцу грузин (христианин), а по матери чеченец (мусульманин). Родился он в 1986 году в Грузии, вырос на северо-востоке страны в Панкисском ущелье, которое после теракта 11 сентября считалось «гаванью международного терроризма».
Именно здесь, по мнению западных экспертов, Омар прошел «школу терроризма». «Он хорошо усвоил психологию своего народа — никогда не отступать. Этим правилом сегодня успешно руководствуются джихадисты группировки «Исламское государство», — пояснил изданию чеченский историк Майрбек Вачагаев.
Жизнь будущей «звезды» нового врага западного мира резко изменилась в 2010 году, когда он был задержан за нелегальное ношение оружия и осужден на три года тюрьмы. В заключении у него открылся туберкулезный процесс. Через шесть месяцев Омар оказался на свободе и в 2012 году бежал в Турцию.
Еще в тюрьме он перешел в ислам и дал обет: если он выйдет на свободу живым, то станет джихадистом. В группировку Исламское государство Тархан, по его собственным словам, вступил из финансовых соображений, это позволяет ему заниматься любимым делом — войной.
Мечты Омара аль-Шишани сбылись — он стал «новым кошмаром» американцев, в то же время оставаясь «кошмаром русских», — подчеркивает автор статьи в «Нувель обсерватер».