Еще задолго до того, как «агу» и «ага» превратятся в узнаваемые слова, детский мозг начинает напряженно трудиться, распознавая звуки своего родного языка, на котором говорят дома, и создавая связи, которые помогут ребенку в будущем говорить. Сейчас новые исследования указывают на то, что эту тяжелую работу можно ускорить за счет небольших специальных тренировок.
Исследователи из университета Ратгерса провели опыты на четырехмесячных малышах, привозя их в лабораторию раз в неделю, чтобы играть с ними в специальную игру. Опыты продолжались 10 недель. Дети слушали короткие неязыковые звуки высокого и низкого тона, которые со временем становились все сложнее. Когда дети переводили взгляд в ожидании звука, они получали награду в виде видеоанимации.
Когда тех же детей проверяли в семимесячном возрасте, сканирование показало, что они быстрее реагируют на звуки языка, чем малыши, не участвовавшие в специальной игре. Результаты исследования были опубликованы в этом месяце в Journal of Neuroscience.
Исследователь из университета Ратгерса и директор лаборатории по изучению младенческого возраста Эйприл Бенасич (April Benasich) заявила в своем пресс-релизе, что когда-нибудь родители наверняка смогут применять у себя дома интерактивное устройство, похожее на игрушку (сейчас его разрабатывают), которое делает то же самое, что она сделала в ходе лабораторных экспериментов, и доведет до максимума потенциал младенцев.
Бенасич указывает на то, что очень многие дети (от 8 до 15%) плохо распознают звуки, и языковые навыки у них развиваются с задержкой. По ее словам, это устройство сможет им помочь.
Как я уже писала прежде, большая часть игрушек, претендующих на звание обучающих речи или чтению, на самом деле практически бесполезны. Я спросила профессора образовательных исследований из Мичиганского университета Сьюзан Ньюман (Susan Neuman), которая специализируется на ранней грамотности у детей, каков потенциал воздействия на младенцев у обучающих языку игрушек, и она сказала: «Мне это кажется какой-то дикостью». По словам Бенасич, предыдущие исследования показывают, что даже крохотная разница в скорости распознавания звуков в младенчестве, составляющая десятые доли миллисекунды, указывает на реальные языковые способности у детей, которые появляются в первых классах школы.
Но прежде чем создавать какие-то средства для тренировки мозга, понадобятся дополнительные исследования. Ученые планируют продолжать следить за детьми вплоть до полуторагодовалого возраста, чтобы понять, сохраняют ли и развивают ли они навыки без дальнейших тренировок.