Боевые самолеты с грохотом проносятся над Готландом, и в регионе Балтийского моря растет военная активность. «Обстановка напряженная. Однако не только русские занимаются этим. Шведские вооруженные силы, возможно, могли бы рассказать больше», — говорит Томас Нильссон, командир военно-воздушной базы «Ф17» на острове Готланд.
В последнее время СМИ сообщали о том, как Россия наращивает активность в регионе Балтийского моря, и о том, как российские военные самолеты и корабли оказывались в непосредственной близости от шведских. Томас Нильссон, начальник военно-воздушной базы «Ф17» на острове Готланд, говорит, что агрессивно ведет себя не только Россия.
— Над Балтикой кружат не только российские самолеты. НАТО тоже проводит учения и занимается разведывательной деятельностью. И те, и другие собирают информацию точно так же, как и шведские вооруженные силы, — отмечает он и продолжает:
— Все следят друг за другом и действуют весьма бестактно. Много пишут о том, что Россия ведет себя агрессивно, однако этим занимаются не только они. Мы делаем то же самое, хотя, может быть, и не демонстрируем напоказ наше вооружение так, как это делал российский военный самолет пару недель назад. Однако мы ведем сбор информации широким фронтом и залетаем весьма близко.
— Почему не говорят, что Швеция также ведет себя бестактно?
— Ну, может быть, мы не хотим выглядеть агрессивными. Возможно, шведским вооруженным силам следует рассказывать больше о том, чем мы занимаемся.
За последнее время иностранные военные самолеты несколько раз нарушали шведское воздушное пространство. По мнению Томаса Нильссона, это, однако, необычно.
— Иногда речь идет о том, что хотят испытать быстроту нашей реакции, а иногда это происходит скорее по чистой небрежности, если так можно сказать.
— И Швеция нарушает воздушное пространство других стран?
— Не думаю. Мне об этом неизвестно.
Одним из результатов возросшей активности является то, что в Висбю (административный центр Готланда) приземляется все больше самолетов «ЙАС».
— Вооруженные силы тренируются все больше и больше. Недавно мы получили от правительства 100 миллионов крон, чтобы мы могли проводить больше учений, и за счет этих средств возросло количество полетов над Готландом.
Когда helagotland.se в четверг побывал на авиабазе, на острове не было самолетов звена быстрого реагирования, но Томас Нильссон рассказывает, что в последний раз они были здесь всего лишь несколько дней назад и что он в последнее время наблюдает заметное увеличение числа таких самолетов над Готландом.
— Важно помнить о том, что у самолетов быстрого реагирования никогда не бывает учебных полетов. Они всегда на боевых заданиях, а иногда и на срочных. Вот тогда и может возникнуть мощный эффект от перехода звукового барьера, как на прошлой неделе. Неприятно, но иногда так происходит.
— У некоторых людей здесь на Готланде, возможно, осталась, какая-то форма русофобии с прежних времен. Этот страх оправдан с учетом нынешней ситуации?
— Не думаю, что существует какая-то угроза Швеции. Мне трудно себе представить, чтобы кто-то замышлял что-либо против нас — хотя обстановка напряженная, это факт.