В начале нового тысячелетия некоторые российские ученые, получающие финансовую поддержку от Кремля, стали продвигать концепцию «Великой энергетической державы», основанную на наличии у России богатых запасов нефти и природного газа. Эта концепция укрепилась в результате быстрых темпов роста российской экономики: за счет экспорта сырой нефти и газа с 2000 по 2007 год он составлял в среднем 7%. В 2009 г. ВВП России упал на 7,8%, но затем начал снова расти, и по итогам 2012 года его рост составил 3,4%. В 2013 г. вновь произошло существенное сокращение темпов экономического роста: экономика приросла лишь на 1,3%. Эта негативная динамика стала следствием мирового финансового и экономического кризиса вкупе с внутренними экономическими проблемами. При этом мощь Великой энергетической державы была несколько раз продемонстрирована в отношениях России с Украиной и Белоруссией.
В настоящее время на нефть и газ приходится 74% всего российского экспорта. Доходы от экспорта нефти и газа составляют 50% всех вливаний в российский бюджет. По официальным данным доля сырья и первичной продукции в российском экспорте приближается к 90%, в то время как доля машиностроительной продукции в российском экспорте чрезвычайно низка и составляет менее 5%. Следует отметить, что доходы России от экспорта нефти более чем в четыре раза превосходят доходы от экспорта газа. Поэтому цены на нефть являются основным фактором, определяющим стабильность российской валюты. Налицо зависимость российской экономики в первую очередь от экспорта нефти и во вторую очередь от экспорта природного газа. Любое существенное снижение мировых цен на нефть неизбежно сказывается в России на экономическом росте, ВВП, государственном бюджете, платежном балансе, правительственных социальных программах и обменном курсе рубля, который в последние недели значительно упал по отношению к доллару и евро.
Проект Федерального бюджета РФ на 2015-2017 года был рассчитан исходя из того, что средние цены на нефть составят 96 долларов за баррель. Но в последние несколько дней реальные цены на нефть оказались значительно меньше этой цифры. Есть прогнозы, что в 2015 году они окажутся на 20-25 долларов ниже, чем рассчитывало российское правительство, и не превысят 76-77 долларов за баррель. Это более чем реально, особенно в свете того, что государства Персидского залива и Иран снижают цены на свою сырую нефть и отказываются сократить объемы ее производства, что выглядит как новая ценовая война. Если прогнозы сбудутся, то российский бюджет сократится на полтора триллиона рублей, или на 3,75 миллиарда долларов, что эквивалентно 10 статьям расходов, запланированным в государственном бюджете.
Как пишет «Московский Комсомолец», российские власти стараются предотвратить панику среди населения обещаниями, что вне зависимости от сложности ситуации правительство не будет сокращать финансирование важнейших социальных программ и в случае необходимости возьмет средства из Резервного фонда РФ, бюджет которого составляет три триллиона рублей. Как утверждает газета, в будущем году правительство планирует изъять из этого Фонда 500 миллиардов рублей или 12,5 миллиардов долларов. Этой суммы хватит на то, чтобы покрыть дефицит бюджета, если цена нефти за баррель составит 90 долларов. Если же она окажется на уровне 80 долларов за баррель, то правительству придется дополнительно изъять триллион рублей.
Это означает, что если ситуация не изменится, то средства Фонда будут потрачены в течение двух лет. На официальном уровне об этом же предупреждал Антон Силуанов. Выступая в Госдуме в прошлый понедельник, министр финансов РФ отметил, что бюджет не выдержит никаких дополнительных расходов, и подчеркнул, что сохранение цен на нефть и обменного курса рубля на их нынешних отметках приведет к росту дефицита бюджета и заставит прибегнуть к средствам Резервного фонда или сократить государственные расходы.
Российские СМИ винят в снижении цен на нефть то страны Персидского залива, то США, то и тех, и других одновременно, представляя это как их «нападение» на Россию, цель которого в том, чтобы не дать Москве вмешаться в сирийский и украинский кризисы. По мнению эксперта в нефтегазовой сфере Рустама Танкаева, эта нефтяная война идет не между членами ОПЕК, а против России и США. Он считает, что она направлена против американских компаний с целью получения выхода на их рынок. Что касается России, то, по его мнению, здесь речь идет о войне за европейский и азиатский рынки. Ее спровоцировали последние попытки России укрепить свое присутствие на рынке Юго-Восточной Азии, которые выразились в расширении нефтепровода «Восточная Сибирь-Тихий Океан», начале экспорта нефти в Китай, строительстве нефтеперерабатывающего завода, а также создании при нем станций распределения топлива. Другие российские ученые винят в снижение цен на нефть «сланцевую революцию» в США и увеличение предложения сырой нефти на мировом рынке при одновременном сокращении спроса на нее.
Складывается впечатление, что сегодня вместе со снижением мировых цен на нефть, введением экономических санкций, падением курса рубля и оттоком финансовых капиталов из России пошатнулось и могущество Великой энергетической державы. Появление этой концепции на практике обернулось пренебрежением по отношению к развитию промышленности. Вот почему многие российские экономисты сегодня призывают к возрождению индустриальных отраслей страны и диверсификации экономики, чтобы она не зависела только от экспорта нефти и газа. Низкий обменный курс рубля может помочь правительству вывести экономику из кризиса. Но это зависит исключительно от политического желания Кремля и доброй воли российских нефтегазовых олигархов.