Какая экономическая модель двигает страны вперед в условиях современной глобальной системы? Какую экономическую «экосистему» должна создать Турция, чтобы стать одной из крупнейших экономик мира, повысить национальный доход на душу населения и обеспечить общественное благополучие для всех слоев населения?
Что выбрать? Свободную рыночную экономику при минимальном вмешательстве со стороны государства, когда, по терминологии Адама Смита, рынок регулирует «невидимая рука», а частная собственность и предпринимательство являются основными элементами системы? Или государственный капитализм, при котором хоть отчасти система и выглядит как рыночная экономика благодаря таким атрибутам, как частная собственность, предпринимательство и торговля, все бразды правления держит в своих руках государство, которое распределяет ренты через разного рода вмешательства и обладает всей полнотой власти?
Финансовый кризис, вспыхнувший в таких колыбелях рыночной экономики, как ЕС и США, спасение обанкротившихся банков с помощью государства, тот факт, что в ближайшее время Китай перехватит у США пальму первенства, став крупнейшей экономической силой мира, а Россия, представляющая модель государственного капитализма, повышает свой геополитический вес в регионе, поставили под сомнение будущее свободной рыночной экономики.
Эта дискуссия, занимающая мыслителей и аналитиков всего мира, весьма близко касается и нашей страны, которая сегодня нуждается в новой стратегии развития. Хотя для каждой страны характерны свои особенности, играющие ключевую роль в определении подобной стратегии, есть ряд важных уроков, которые нам необходимо усвоить из хода этой академической дискуссии и различных практических примеров.
Если обратить внимание на разного рода симптомы, можно заметить, как Турция шаг за шагом приближается к модели, именуемой государственным капитализмом. Такой базовый для рыночной экономики принцип, как верховенство закона, буквально убивается политическими мотивами. На первый план выходит произвол. Возрастает политическое давление на Центральный банк, что не служит никакой другой цели, кроме как по мере возможности отсрочить политические волнения, которые неизбежно создадут макроэкономические дисбалансы. Более того, власти делают это, несмотря на риск разрастания экономического кризиса, который может вспыхнуть в ближайшем будущем.
Происходит бессмысленная национализация, например, таких поддерживающих инвестиции и международную торговлю Турции институтов, как Комитет внешнеполитических связей (DEİK). Акции банка Vakıfbank передаются в собственность казначейства. Неподъемными налоговыми санкциями пытаются запугать холдинги, которые переживают конфликт интересов. Те из них, что поддерживают определенные медиагруппы, получают в подарок кредиты из государственных банков. В ходе различных конфликтов предпринимаются попытки довести тот или иной банк до банкротства, объединив усилия с правящими кругами.
Иными словами, политик манипулирует системой ради собственной выгоды. И рыночная экономика регулируется не «невидимой» рукой, а «рукой власти». Цель такого рода вмешательств — не общественная польза, а сохранение политической силы и влияния. Это также дает политикам возможность упрочить свою власть и блокировать группы, способные набрать политическую силу.
Развитие Турции путем государственного капитализма невозможно. Применение данной модели в таких государствах, как Россия, Венесуэла, Бразилия, Саудовская Аравия и Китай, не стало препятствием для развития данных стран. Но ведь наша потребность в предпринимательском классе, который смог бы создать добавленную стоимость и увеличить возможности частного сектора, несоизмеримо выше. Саудовская Аравия, Венесуэла, Россия, Бразилия в силах сохранять баланс бюджета до тех пор, пока цены на нефть не достигают рекордно низкого уровня. Благодаря дешевой рабочей силе и гигантским производственным мощностям Китай обладает структурой, которая может расти, продавая миру низко- и среднетехнологичные продукты.
У Турции нет природных ресурсов, которые могли бы «вывезти» турецкую экономику. Поэтому страна нуждается в благоприятной и эффективно функционирующей экономической системе. Нам ничего не остается, как производить. И не просто производить, а производить продукты с высокой добавленной стоимостью.
А при сопутствующем государственному капитализму режиме закрытой экономики это невозможно. Поскольку главная цель государственного капитализма — обеспечение благосостояния не всех частей общества, а только той группы, которая концентрирует власть в своих руках. При государственном капитализме правящая группа в каждом секторе выбирает тех, кто дает наибольшую прибыль. А они в свою очередь становятся приближенными к власти группами.
Иными словами, государственный капитализм обязательно сопровождается дискриминацией и клиентелизмом. Государства, в которых эти явления занимают центральное место, не могут продвинуться вперед в экономическом отношении. Когда инвестор полагает, что в условиях конкурентной среды от государства едва ли можно ожидать справедливого отношения, он не станет вкладывать инвестиции в критически важные сектора экономики.
Ни внутри страны, ни за ее пределами бизнесмен не будет доверять правовой системе того государства, в котором всем, кто откровенно вовлечен в коррупцию, удается выйти сухими из воды только по причине приближенности к власти. Иностранный инвестор не станет вкладывать долгосрочные производственные инвестиции, способствующие созданию рабочих мест и развитию технологий. Он будет использовать те финансовые инструменты, которые позволят ему быстро получить высокую прибыль без каких-либо рисков. Однако такого рода инвестиции будут способствовать не обеспечению устойчивого роста в этой стране, а только повышению финансовой нестабильности.
Талантливый, образованный инженер-программист, справедливо напуганный жесткой риторикой властей в отношении представителей определенных религиозных и мазхабных убеждений, не станет создавать компанию в своей стране, а сделает это за рубежом или станет управляющим в какой-либо международной компании.
Тот или иной гражданин, который понимает, что по причине сексуальной ориентации или религиозной принадлежности он не сможет занять руководящий пост в основных направляющих экономику страны государственных учреждениях, даже не будет пытаться устроиться на работу в них. Иными словами, государственный капитализм ведет к тому, что талантливые, креативные и инициативные личности, которые действительно способны обеспечить прогресс своей страны, утрачивают интерес к экономике.
Государственный капитализм не может привести страну к тому завтра, которого она заслуживает. Но ни свободная рыночная экономика, ни государственный капитализм не решат проблемы Турции. Реализовать экономический потенциал страны может только социально-ориентированная и партиципаторная модель рыночной экономики. Рынки не могут функционировать при отсутствии социальной или моральной основы. «Невидимая рука» Адама Смита была одной из основных причин кризиса 2008 года. Но изображаемая в качестве альтернативы авторитарная «рука власти» не очень-то чиста.
Для достижения благосостояния общество нуждается в том, чтобы рынки регулировала милосердная и грамотная рука. Если государственный капитализм вмешивается ради политических интересов, то в модели рыночной экономики, основанной на социальной справедливости и совместном принятии решений, политика вмешивается ради общественной пользы для решения таких вопросов, как бедность, безопасность труда, равенство возможностей, неравенство доходов, доступ к основным услугам.
Именно поэтому для экономического развития необходима политическая воля и создание независимых институтов, которые будут регулировать рыночный механизм на добросовестной, справедливой и милосердной основе.