Уникальный российский роговой оркестр выступает в Праге. Никогда прежде он не был на чешской сцене. И ведь за его основанием, примерно в 1750 году, стоял чешский музыкант, виртуоз по игре на лесном роге и новатор музыкальных инструментов Ян Антонин Мареш.
Деятельности чешских музыкантов на Руси хватит на целую большую монографию. И она вышла: в 2010 году ее выпустило издательство Akademie múzických umění. Кроме хорошо известных судеб Ваши Сука, Яна Гржималого и, главное, Эдуарда Направника, музыкант и музыковед Вячеслав Гроховский попытался найти «самое главное неизвестное», как заявил он в одном интервью. И к этому неизвестному относится русская жизнь Яна Антонина Мареша и его влияние на развитие такого специфического явления, каким были русские роговые оркестры. Они достигли большой популярности примерно в 1750 году, во времена Елизаветы Петровны, дочери Петра I. Роговые оркестры играли на коронациях, на дипломатических приемах, на государственных церемониях, на охоте, но все чаще выступали перед широкой публикой, во время пользующихся все большей популярностью «променадов». Более 100 лет у оркестров, играющих на разных видах рогов, не было в России конкурентов.
Жизнь Мареша и его влияние на российскую музыку кратко описана в статье Словаря Отто (который во многих отношениях остался непревзойденным) так:
«Мареш Ян Антонин, чешский виртуоз по игре на роге (*1719, Хотеборж — †1794, Санкт-Петербург), учился пению и игре на роге в монастыре на своей родине, совершенствовался в Дрездене у Гампела и Берлине у Зика. Познакомился с графом Бестужевым, сыном русского канцлера, и по его совету отправился в 1748 году в Санкт-Петербург, где придворный Нарышкин доверил ему дополнить охотничий музыкальный ансамбль рогами. Мареш сделал так, что 37 (а затем и 38) исполнителей играли каждый свой тон хроматической шкалы на лесном роге, однако так было невозможно исполнять легато, но и без того коллектив Мареша имел огромный успех, так как был отлично подготовлен, играл с удивительной чистотой и уверенностью даже трудные увертюры, симфонии и фуги. Звук лесных рогов разной величины (0,3-3,6 м) был громкий и звучный. Затем такой же оркестр появился и при царском дворе, и Мареш стал его капельмейстером. Для своего ансамбля Мареш изобрел особенное нотное письмо без линий».
Оркестр лесных рогов, в том виде, в каком его основал Мареш, играл еще на коронации Александра III (1883) и Николая II (1896). Но его популярность постепенно падала, а затем и полностью исчезла. Вместе с ней забылся и опыт, тонкости и секреты игры…
Лишь в начале нашего столетия традицию воскресили. Российский роговой оркестр называет себя наследником Яна Антонина Мареша. Поэтому одно из зарубежных выступлений оркестра обязательно должно было состояться в Праге. Оркестр выступил в зале Мартинов в Лихтенштейнском дворце.
Оркестр имеет 74 уникальных инструмента, которые были изготовлены петербургским мастером Владимиром Головенко по секретным чертежам. Репертуар Российского рогового оркестра, благодаря широте звука, практически не ограничен: он может исполнять историческую музыку (например, сочинения Дмитрия Бортнянского) и современную музыку (например, Вацлава Трояна). Примеры на веб-странице www.horns.ru.