«Мы рассматриваем возможность создания собственного ядерного оружия, которое защитит нас от России». «Ядерный статус Украины мы можем восстановить очень легко. Я не знаю, понимает ли Запад, что принуждает нас к этому своим поведением». «Мы снова обретем статус ядерной державы, и это изменит диалог с Россией». Это не реплики из интернет-форумов, а цитаты из недавних заявлений украинских политических и армейских представителей. Но, к сожалению, нет уверенности в том, что все это можно назвать жалкой пропагандой, и выбросить из головы.
Напомним, что после распада СССР Украине досталось около 2500 ядерных боеголовок, которые находились на ее территории, пусть даже на практике Киев не мог ими распоряжаться. В любом случае, украинцы отказались от ядерного оружия в обмен на подписание Будапештского меморандума, по которому три страны (включая Россию) выступали гарантами украинских границ. Но текущая ситуация, по всей видимости, дает достаточно оснований полагать, что этот меморандум больше не действует.
Украинская националистическая партия «Свобода» взывает к ядерному оружию с самого своего основания, и эту позицию все чаще высказывают другие политики, военные и СМИ. Бесспорно, у Украины, с технической точки зрения, есть все для самостоятельного производства ядерного оружия, но то же самое можно сказать и о многих других странах (включая Чешскую Республику), а вообще — о любой стране, у которой есть гражданская ядерная программа, достаток времени, решимость и средства.
Ядерную боеголовку смогла сделать и КНДР
Последний пункт нельзя недооценивать, так как ядерное оружие, разумеется, не дешево. Но в то же время производство ядерных боеголовок освоила и Северная Корея, по сравнению с которой Украина прямо-таки экономический гигант. И, наконец, тут можно вспомнить известное изречение бывшего пакистанского президента: «Мы должны иметь ядерное оружие, даже если нам придется есть траву и листья». Сегодня Украина серьезно разрушена, но когда (если?) произойдет некая консолидация, тогда начало, по крайней мере первой фазы, ядерной военной программы уже не будет столь нереальным.
Российские СМИ цитировали ученых, по словам которых Украина может создать ядерную бомбу за 10 лет. И хотя газету «Известия» в отношении Украины нельзя заподозрить в беспристрастности, подобный прогноз выглядит довольно реалистично. У Украины есть уран, электростанции и заводы для обогащения топлива. Кроме того, есть и конструкторское бюро «Південне» (более известное под русским названием «Южное»), где в свое время разрабатывались и производились баллистические ракеты.
Для ядерного оружия должны быть носители. Свои стратегические бомбардировщики Украина сдала в металлолом, а от ракет остались одни тактические системы «Точка-У», которые использовались (разумеется, с обычными боеголовками) в боях с сепаратистами. Однако украинская военная промышленность сообщила о собственных проектах баллистических ракет, так что и этот вопрос — из тех, на которые Украина может найти ответ.
Для «Бомбы» нужно время, решимость и средства
Но также верно то, что для «Бомбы» и ракет нужны время, решимость и средства. Однако есть и другой сценарий, который, вероятно, на первый взгляд покажется довольно фантастическим. Атомные боеголовки и ракетоносители не обязательно производить дома — их можно купить или обменять. К сожалению, это не сценарий для шпионских романов и фильмов. Это реальность. Например, Пакистан получил от КНДР технологии баллистических ракет в обмен на технологии «Бомбы», а Саудовская Аравия купила у Китая еще в конце 80-х ракеты средней дальности DF-3A.
Но и это еще не все: в этом году Саудовская Аравия подтвердила уже несколько лет обсуждаемую информацию о том, что у Китая она приобрела новейшие ракеты DF-21. Наоборот, на уровне домыслов остается информация о том, что существует некое тайное соглашение с Пакистаном (его ядерную программу частично финансировала Саудовская Аравия) о том, что в случае кризиса он предоставит Саудовской Аравии боеголовки. Но в любом случае Саудовская Аравия официально сообщила, что если Иран получит ядерное оружие, она тоже будет к этому стремиться. Самой ей вряд ли это удалось бы сделать, поэтому логичным кажется то, что у нее есть тайный козырь — «пакистанские асы».
Как сказал бы классик, ресурсы тут есть. В мире существуют страны, готовые поставить ядерное (и) или ракетное оружие, и не обязательно за деньги — можно и в обмен. Пугает то, что Китай и Пакистан принадлежат к давним потребителям продукции украинского ВПК, который, несмотря на все свои проблемы, все еще может предложить продвинутые и интересные технологии. И их можно обменять на что-то, что кардинальным образом изменило бы расстановку сил.
Ситуация на Украине по-прежнему остается чрезвычайно сложной и непредсказуемой. Наступит ли теперь какое-то перемирие, или уступки, напротив, погубят нынешнее руководство и приведут к власти радикалов? Что на горизонте — хрупкий мир или новая эскалация конфликта? Именно поэтому необходимо внимательно следить за сделками с ядерными и ракетными технологиями, потому что, вероятно, никому не хотелось бы, чтобы однажды Европа проснулась и с удивлением обнаружила, что слабая, катастрофически раздробленная и сегодня припертая к стенке Украина превратилась в ядерную державу.