«Волна насилия в Иерусалиме не связана со строительством в городе», — заявил премьер-министр Биньямин Нетаньяху на открытии зимней сессии кнессета. Глава правительства был неточен в формулировках. Правильнее было бы сказать, что строительство в Иерусалиме является не единственной причиной нынешнего насилия в городе.
С тех пор, как в июле произошло убийство арабского юноши из Шуафата, метание камней и другие акты насилия, стали повседневной рутиной. Попытка убийства правого активиста Иегуды Глика является серьезным преступлением, которое свидетельствует о том, что насилие в столице вышло на новый уровень. В последние дни представители органов правопорядка и спецслужб говорят о взрывоопасной ситуации, сложившейся в городе. Существует также угроза того, что волна насилия перекинется на Западный берег.
«Объединенный навечно» Иерусалим, о котором часто говорит глава правительства, на самом деле является двунациональным городом, который функционирует на фоне конфликта между его еврейскими и палестинскими жителями. В действительности это разделенный город, две части которого существуют в совершенно разных системах координат — отдельные системы образования, здравоохранения, отдельный транспорт и т.п.
Палестинские жители Иерусалима не принимают участия в муниципальных выборах. Некоторые арабские кварталы, которые включены в границы города, вообще находятся за пределами стены безопасности, несмотря на то, что их жители имеют израильские удостоверения личности. Подавляющее большинство израильтян никогда не посещало такие иерусалимские кварталы, как Джебель-Мукабер и Исауия. Вряд ли среднестатистический израильтянин в курсе, что речь идет о палестинских деревнях, аннексированных после 1967 года и присоединенных к «неделимому» Иерусалиму.
Двунациональный Иерусалим является примером того, как будет выглядеть Израиль-Палестина, если станет двунациональным государством. Даже если нынешняя волна насилия не является непосредственным результатом строительства в восточных кварталах города, как утверждает глава правительства, строительство за пределами «зеленой черты» приведет к другим проблемам в государственной сфере. Чем больше будет вестись строительство в арабских кварталах Иерусалима и в удаленных поселениях на Западном берегу, тем меньшим будет шанс на урегулирование конфликта по формуле «два государства для двух народов». Наши отношения с западными союзниками будут постоянно ухудшаться. В условиях международной изоляции и роста насилия в стране Израиль подойдет к черте, за которой единственным выходом будет — двунациональное государство. Тот, кто настаивает на контроле над арабскими кварталами Иерусалима и строительстве еврейских форпостов между Шхемом и Дженином, ведет нас к этому финалу.
Среди правых и левых радикалов есть те, кто выступают против раздела страны на два национальных государства. И те, и другие поддерживают идею двунационального государства, в котором палестинские арабы будут составлять большинство. Левые радикалы говорят о государстве всех граждан, в котором будет арабское большинство. Правые радикалы стремятся к созданию еврейского государства, в котором еврейское меньшинство будет контролировать арабское большинство. Ни тот, ни другой вариант не решит палестино-израильского конфликта.