Чем приходится платить за успешное проведение международной встречи? Загрязненным воздухом, кучей работы и невозможностью кормить ребенка? Но, как видно, оно того стоит! Правительство Китая издало целый ряд указов, которые должны подготовить столицу к проведению саммита АТЭС, который начался в среду. Комитет Китайской ассоциации энергосбережения сравнил подготовку к проведению саммита с приготовлениями к войне.
Много сил было брошено на то, чтобы хоть как-то очистить город от смога. В понедельник в силу вступили новые правила, цель которых — уменьшить дорожный трафик и объем вредных выбросов. Согласно им, в определенные дни на улицы смогут выезжать только машины с четными или нечетными номерами. Из многочисленных СМИ и отдельных сообщений можно сделать вывод, что это мешает людям свободно передвигаться по городу, а некоторым фирмам доставлять на дом еду, например молоко, и другие вещи.
Чтобы улучшить ситуацию на дорогах для удобства высокопоставленных гостей, во время саммита АТЭС не будут работать правительственные учреждения и школы. Этот процесс известен любому водителю такси как «дорожный контроль». Но за все надо платить. Поэтому чиновникам и студентам придется компенсировать эти праздники работой на выходных, на этой и на следующей неделе.
Получилось, что у семей, в которых один человек работает на государство, а другой — в частном секторе, или где один ребенок учится в государственной школе, а другой — в частной, выходные выпадут на разные дни. Это, несомненно, приведет к различным противоречиям и спорам. В предчувствии возможного небольшого отдыха от тяжкого труда многие няни, или помощницы по дому, которые занимаются уборкой квартир и следят за детьми в богатых семьях, попросили выходной — лишь для того, чтобы встретить резкий отпор со стороны возмущенных работодателей.
Другой пример: согласно сообщению государственного информационного агентства Синьхуа, официантке Цюй Нань (Qu Nan), которая должна обслуживать мероприятия во время саммита АТЭС, пришлось на время расстаться со своим грудным ребенком, так как на место проведения саммита необходимо было прибыть за несколько дней до начала самого мероприятия.
По словам Цюй Нань, она очень ценит возможность поработать с высокопоставленными гостями, однако ее малышу меньше года, и он нуждается в грудном вскармливании.
«Вдруг я поняла, что не могу с этим справиться, что ребенок нуждается во мне, и когда я думала об этом вечерами, начинала плакать. Я просто не могла вынести мысли, что меня разлучат с моим малышом. Однако муж успокоил меня и сказал, чтобы я не волновалась. Он понял мои чувства. К тому же мне кажется, есть вещи, с которыми каждый человек должен справиться самостоятельно», — философски подытожила она.
Пожалуй, самым поразительным стало то, что государство решило «избавиться» от загрязненного воздуха, приостановив работу ряда предприятий. На практике это означает, что для того, чтобы выполнить намеченный план и не замедлить темпы выпуска продукции, необходимо было резко нарастить объемы производства перед саммитом. Этот процесс в государственных СМИ называют «управляемым производством». Однако такой шаг лишь еще больше усугубил и без того плачевную экологическую ситуацию в городе.
Такое явление, как ядовитый или чрезвычайно загрязненный воздух, стало нормой для времени года, которое обычно ассоциируют с самой хорошей погодой, когда «небо чистое, а воздух свеж». Большую часть октября Пекин был окутан смогом, людям приходилось постоянно носить маски, спортсмены отказывались от участия в международном марафоне, который проходил в городе, и все, от продавцов до местных богачей, вынуждены были жаловаться на низкое качество воздуха.
Глава Пекинской металлургической консалтинговой компании Сюй Чжунбо (Xu Zhongbo) в телефонном интервью заявил: «Железо- и сталеплавильным заводам уже давно было объявлено о том, что во время саммита их работу временно приостановят, поэтому они изменили график выпуска продукции». Читай: в октябре воздух был ужасно загрязнен, но в ноябре ситуация может стать лучше.
По словам г-на Сюя, для того чтобы ускорить выпуск продукции, заводам пришлось использовать даже то оборудование, которое должно было проходить техосмотр.
«Обычно из-за ограничений в использовании оборудования в производстве задействовано только около 80% техники, а около 20% проходит очистку и проверку технического состояния, — рассказывает он. — Однако поскольку фабрикам запретили работать во время саммита АТЭС, им пришлось в октябре использовать все имеющееся оборудование».
Один из самых «грязных» процессов на железо- и сталеплавильных заводах — это спекание, это часть процесса плавки. «Спекание больше всего загрязняет окружающую среду. Поэтому в те дни в Пекине был действительно очень густой смог», — сказал Сюй Чжунбо.
Г-н Сюй объяснил, что обычно этот процесс проводят после проверки и чистки оборудования. Однако так как в этот раз заводы пропускали этот этап, чтобы максимально увеличить объем производства. Итог — резкое загрязнение воздуха, из-за которого пекинцы заходились в кашле и вынуждены были натягивать маски. Однако для государства, видимо, цель оправдывает средства.