Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Предчувствие гражданской войны

© РИА Новости / Перейти в фотобанкОбстановка в Кишиневе относительно стабилизировалась
Обстановка в Кишиневе относительно стабилизировалась
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Обстановка перед предстоящими в конце ноября в Молдавии парламентскими выборами все более накаляется. Власти готовятся к разным вариантам развития событий, в том числе возможным провокациям, массовым беспорядкам, протестным акциям. С обострением политической ситуации в стране связано, очевидно, и последнее заседание Высшего совета безопасности, созванное президентом, чтобы обсудить самые насущные вопросы.

Обстановка перед предстоящими в конце ноября в Молдавии парламентскими выборами все более накаляется. Молдавские власти готовятся к разным вариантам развития событий, в том числе возможным провокациям, массовым беспорядкам, масштабным протестным акциям.
 
С обострением политической ситуации в стране связано, очевидно, и последнее заседание Высшего совета безопасности (ВСБ), созванное на прошлой неделе президентом, чтобы обсудить самые насущные вопросы. Среди них — неспокойная обстановка в регионе и ее влияние на положение дел в Молдавии, а также меры, которые предстоит предпринять для обеспечения безопасности в ходе электоральной кампании, во время и после выборов.
 
Почему может быть война?
 
Примечательно, что на заседании ВСБ присутствовали первые лица страны и руководители силовых структур, но, вопреки традиции, никто из них не выступил с заявлениями по итогам совещания. К прессе вышел лишь советник президента в области обороны и национальной безопасности, секретарь ВСБ Алексей Барбэнягрэ, который фактически отказался от комментариев: «Конечно, опасность существует. Я буду неправ, если скажу, что это не так. Но рисков сейчас так много, что их трудно комментировать. Силовыми структурами принимаются соответствующие меры».
 
Вместе с тем, советник главы государства заявил о пресечении пограничной полицией попыток незаконного въезда в Молдавию группы из нескольких десятков человек. По его словам, более 30 авиапассажиров, прибывших в Международный аэропорт Кишинева, не были допущены на территорию страны. В Совбезе не уточняют подданство этих людей и озвученные ими цели визита, однако подозревают, что все они — иностранные военные.
 
Как отмечает наш источник в Аппарате президента, речь идет главным образом о гражданах России, прибывших рейсами Москва-Кишинев. По информации молдавских властей, они несут военную службу в Российской Федерации и намеревались попасть в Приднестровье, однако при прохождении пограничного контроля скрыли истинную цель своего визита. В Молдавии считают, что российским властям следовало заранее по официальным каналам сообщить о прибытии военнослужащих, которые, как предполагается, должны были заменить часть воинского контингента миротворческих сил в Приднестровье.
 
Тема региональной безопасности обсуждается на совещаниях в Президентуре не впервые. На апрельском заседании ВСБ президент Николае Тимофти приказал министру обороны подготовить Национальную армию к возможным угрозам для безопасности государства. За последующие месяцы была предпринята серия мер по укреплению боеспособности воинских подразделений и подготовке армии к экстренным ситуациям. Президент распорядился также о проверке армейского оснащения.
 
Среди основных мер фигурирует и усиление информационной безопасности Молдавии, борьба с мошенничеством в интернете, кибератаками и хищениями информации. В ближайшее время отечественное виртуальное пространство ожидает усиленный мониторинг со стороны компетентных органов. Молдавские власти хорошо помнят, что массовые беспорядки в апреле 2009 г. начались именно с протестной активности и призывов в интернете. Кроме того, в электоральный период в Молдавии регулярно фиксируются кибертатаки на серверы государственных учреждений.
 
Как отмечалось на последнем заседании ВСБ, Молдавия и соседние страны, Румыния и Украина, фигурируют в десятке государств, против которых направлено большинство кибератак в регионе. Несмотря на это, в стране до сих пор нет государственной политики в области информационной безопасности. В этой связи ВСБ рекомендовал парламенту в первоочередном порядке рассмотреть проекты законодательных актов в сфере информационной безопасности, предупреждения и пресечения компьютерных и телекоммуникационных преступлений.
 
Некоторые пожелания были высказаны и в адрес Службы информации и безопасности Молдавии. Их суть не озвучивается, однако, по нашей информации, речь идет об усилении бдительности и пресечении любых попыток реализации сценариев, подобных произошедшему в апреле 2009 г. Спецслужбы будут информировать руководство страны о любых попытках повлиять на электоральные процессы.
 
Некоторые эксперты объясняют поведение властей не только заботой о национальной безопасности, но и о собственном будущем после парламентских выборов. Сегодняшняя власть, состоящая во многом из лиц, получивших эту власть путем организации массовых уличных выступлений и участия в них, хорошо понимает, с чем может столкнуться по итогам выборов. На кону — собственная безопасность, а также неприкосновенность имущественных и других активов, добытых «тяжким трудом» за годы пребывания у руля государства.
 
Опасения властей разделяет и большинство западных партнеров, сделавших ставку на проевропейский альянс и вложивших немало сил и средств в его поддержку. На Западе прекрасно понимают, что если по итогам выборов власть окажется в руках пророссийских сил, то внешнеполитический вектор Молдавии претерпит весьма существенные изменения. На кону — карьеры многих чиновников в Америке и странах Евросоюза, продвигающие «молдавскую повестку дня» и сметы расходов на ее реализацию.
 
Особенно этого опасаются в соседней Румынии. Премьер-министр страны Виктор Понта объявил своей главной целью в случае победы на президентских выборах второе Великое объединение Румынии к 2018 г. Во время недавнего визита в Киев он заявил о «старте новой модели партнерства в регионе» и о том, что Румыния может стать «мостом» для Украины и Молдавии на их пути в ЕС. Очевидно, что поражение на выборах в нашей стране правящего «проевропейского» альянса не отвечает планам румынских властей.
 
«Высока вероятность, что по итогам выборов в Парламент большинство голосов получат промолдавские коммунисты вместе с пророссийскими силами, — отмечает один из наших экспертов, — в этих условиях актуальная власть, располагающая административным ресурсом и своими людьми на местах, может предпринять попытки подтасовать результаты выборов, чтобы те или иные политические игроки немного не дотянули до «проходного балла».
 
И вряд ли Запад воспротивится этим попыткам. Более того, поможет в их реализации. С таким сценарием может не согласиться, к примеру, Партия социалистов и другие пророссийские политформирования, которые выведут народ на улицы.

Большой вопрос, будут ли участвовать в массовых выступлениях коммунисты? Скорее всего, нет. И не потому, что коммунисты утратили свою «ударную силу» в лице Ткачука и его команды. Лидер коммунистов Владимир Воронин обладает большим политическим чутьем и опытом, поэтому вряд ли пойдет на участие в событиях, способных привести к вооруженным столкновениям. И это он демонстрировал неоднократно в 1989, 2003, 2005 и 2009 годах.
 
При этом, партия социалистов, судя по поведению ее лидеров, готова вывести своих сторонников на улицы при любом неблагоприятном для себя сценарии развития событий. На улицы, задолго до выборов, может вывести своих сторонников и Ренато Усатый, которого ЦИК (уже в составе партии Patria) может под непонятными пока предлогами не допустить до выборов.
 
Результатом могут стать массовые беспорядки — и западные, и российские спецслужбы на протяжении последних лет хорошо освоили методику их организации при большом скоплении народа. Имеют подобный опыт и некоторые лица из партий власти. Вероятен сценарий, при котором все еще пребывающий у руля страны альянс применяет силовые методы, обвиняя во всем Россию и пророссийские силы.
 
Активизируется Румыния, у силовых структур которой есть различные соглашения с молдавскими МВД и Минобороны об оказании содействия в таких ситуациях. Нельзя исключать и поддержку со стороны Североатлантического альянса, который может предпринять меры для оказания помощи проевропейскому альянсу в восстановлении общественного порядка.
 
Население РМ в вопросах выбора внешнего вектора развития разделено практически пополам, поэтому любое иностранное вмешательство может встретить сопротивление со стороны значительной его части. В таких условиях есть большой риск, что в стране развернется открытое вооруженное противостояние между сторонниками власти и «победившей» оппозиции, к которому подключатся с обеих сторон всякого рода иностранные добровольцы.
 
Перед теми политиками и чиновниками, от кого зависит реализация одного либо другого сценария, неизбежно встают сегодня вопросы: Что важнее — собственная власть или жизни соотечественников? Для чего мы пришли в политику — для удовлетворения честолюбия, для собственного обогащения? Или не только, но и для обеспечения мирной и безопасной жизни граждан своей страны?
 
Как избежать войны
 
Перечислим тех, кто принял на себя ответственность за страну и от кого персонально зависит «Быть или не быть войне в Молдавии».
 
Это представители власти: Владимир Филат, Владимир Плахотнюк, Юрий Лянкэ, Николай Тимофти, Юрий Чекан, Дорин Речан, Валерий Троенко. Эти люди несут персональную ответственность перед народом за мирный исход парламентских выборов либо за возможные вооруженные столкновения и гибель соотечественников. Более мелкие фигуры мы не называем, хотя в партиях власти есть и другие политики, способные повлиять на развитие событий.
 
Представители оппозиции: Воронин, Додон, Усатый. Все перечисленные люди не только могут влиять на развитие ситуации, но и, в силу своего положения и информированности, хорошо понимают, куда может привести страну их деятельность. По действиям (или бездействию) каждого из этих людей в период, оставшийся до парламентских выборов (и последующее время, вплоть до формирования нового правительства) можно будет судить об их роли в вопросах войны или мира.
 
Что же мы предлагаем этим людям?
 
Первое. Попробовать договориться уже сейчас, до выборов о создании в новом парламенте правящего альянса, имеющего конституционное большинство. Три партии, способные сформировать такое большинство, уже известны. Основной идеей альянса должны стать не ориентация на Европейский либо Таможенный союз. Главной идеей нового властного образования должна стать перспектива развития собственной страны на основе нейтралитета, объединения правого и левого берегов Днестра, а также развития взаимовыгодных отношений со всеми традиционными партнерами. При этом варианте целесообразно, по примеру Украины, договориться о необходимости проведения консультаций с Россией и ЕС с целью гармонизации обязательств Молдавии в рамках двух торгово-экономических объединений.
 
Второе. Договориться о гарантиях со стороны действующей власти (с допуском оппозиции к контролю за их выполнением) корректного проведения выборов и подсчета их результатов.
 
Третье. Договориться о гарантиях, которые следует предоставить оппозиции в осуществлении ею контрольных функций в государстве.
 
Четвертое. Договориться об основных положениях развития суверенитета государства, которые в будущем не могут быть предметом международного либо внутреннего торга и должны соблюдаться всеми членами правящих альянсов. Речь идет о наименовании нации, языка, трактовке истории, системе образования, приоритетах в экономике и так далее. Спорные вопросы, по которым не удастся достичь договоренностей, отложить на более поздний период после выборов.
 
Пятое. Договориться о конституционной реформе, целью которой должно стать укрепление государственных институтов и суверенитета страны, совершенствование системы государственного управления и выборов Президента, исключение возможности узурпации власти со стороны Конституционного суда.
 
Шестое. Не организовывать, не участвовать и не поддерживать массовые манифестации и шествия, связанные с результатами выборов в парламент. Организовать коллективное сопротивление партиям войны, оказавшимся в меньшинстве.
 
Принципы могут быть и другими, но важно договориться именно сейчас, до выборов, так как неясность собственной судьбы, опасность потерять власть либо стремление взять реванш и получить то, чего не удалось добиться, часто движет действиями политиков, подавляя разум и здравый смысл. При обострении либо нежелательном развитии ситуации подобные мотивы могут стать причиной массовых демонстраций при большом стечении людей. Если это произойдет, то «делом техники» заинтересованных дядь (внутренних и зарубежных) становится превращение мирных демонстраций в столкновения с человеческими жертвами, за которыми один шаг до вооруженного противостояния и войны.
 
В предвыборном угаре, в стремлении добиться максимального количества голосов избирателей политики часто не учитывают подобной опасности. Нам остается уповать на развитое воображение, политические чутье и опыт, на разум и чувство ответственности перед народом тех, за кого мы будем голосовать 30 ноября.