Памятник Ленину, улица или площадь его имени, а также улицы: Дзержинского, Советская, Коммунистическая и прочие, носящие не менее краснознаменные названия являются обязательным атрибутом любого белорусского города. К этому все привыкли. За редким исключением, у людей это не вызывает возмущения. 7 ноября, он ведь у нас по-прежнему — красный день календаря.
Хотя, коммунизм, как идеология, если судить по участникам недавнего съезда КПСС в Минске, стал «религией уходящего поколения», то на отношение общества к коммунистическим названиям, которые нас окружают это никак не повлияло. «Есть как есть. И пусть так будет». «Мне все равно». «Мне Ленин не мешает» — такие ответы можно услышать, если начать расспрашивать сограждан об их отношении к коммунистическому наследию в топонимике белорусских городов.
Скажем, я живу на улице Дзержинского — того самого «железного Феликса», создателя и руководителя коммунистического ЧК, духовного отца КГБ. Что такое ЧК, НКВД или КГБ — известно. Про массовые расстрелы, убийства и пытки, реки пролитой крови и миллионы людских жизней, стертых в лагерную пыль тоже.
Казалось бы, как же так? Страны, которой верой и правдой служил Феликс Эдмундович — нет. Коммунистическая идеология давно находится если не на мусорке (будем политкорректны), то на обочине истории. ее адепты, даже в лукашенковской Белоруссии, микроскопическое меньшинство. Но не смотря на это, улица Дзержинского есть в каждом крупном городе Белоруссии. Памятники Феликсу тоже стоят. Даже цветы к ним возлагают граждане с серьезными погонами на плечах. А в имении Дзержиново каждый год дают присягу свежеиспеченные сотрудники белорусского КГБ. А это означает, что в их лице государство, Республика Беларусь, по-прежнему чтит Феликса Дзержинского и ставит в пример своим гражданам.
Какие последствия в массовом сознание оставляет поклонение таким символам? И как оно — это поклонение, влияет на сегодняшний день? Да очень просто. И памятник Ленину на центральной площади, и улица Дзержинского — это прямые доказательство того, что зло у нас ненаказуемо, что можно убивать и восхвалять массовые убийства, можно развязывать массовый террор, можно гноить в лагерях миллионы сограждан. И если ты был настолько ловок и изворотлив, что победил, тебя будут чтить даже десятки лет после твоей смерти.
7 ноября сотни граждан по всей Белоруссии привычно потянутся к памятникам Ленина с венками, красными гвоздиками и красными знаменами. С ними все понятно. В каждом обществе есть сторонники крайних идеологий. И если они не пытаются навязать свою идеологию, если не пытаются принудить общество жить в соответствии с ней, если всего лишь скромно, в своем кругу, отправляют свой культ, то их существование не должно вызывать какой-то силовой реакции. Но памятник Ленина в центре города или улица имени массового убийцы — это совсем другое. Это уже не толерантность. Это сигнал всему обществу — зло может быть безнаказанным.
Последняя вспышка дискуссий на эту тему была вызвана Ленинопадом на Украине. И вот какая штука, не случайно там памятники Ленина громили именно те, кто требует справедливого наказания для бывших украинских чиновников и их люстрации. Ведь нет лучшего символа безнаказанности власти чем памятник Ленина.
Именно поэтому эти памятники стоят сегодня в Белоруссии. Именно поэтому улицы коммунистических кровопийц сохраняют у нас свои названия. И именно поэтому Ленинопад на Украине вызвал такую нервную реакцию у некоммунистической власти России и возмущение в Белоруссии. Адепты авторитаризма справедливо усмотрели в этом покушение на себя любимых. Ведь прощание с Лениным — это символическое прощание со вседозволенностью и безнаказанностью власти. Это реальная демонстрация того, что не власть, а интересы гражданина и общества —есть главный приоритет и самая высокая ценность.
Да, простой переменой названий улиц, возвращением к забытым историческим названиям, демонтажем памятников Ленина — не решишь проблем, которые сегодня волнуют граждан Белоруссии. Это не повысит доходы, граждане не станут богаче, это как по мановению волшебной палочки не прекратит чиновничий беспредел и коррупцию.
Но точно одно: там где памятники Ленина уже не обезображивают центральные площади городов — там власть подотчетна народу. Там реальные, а не «ермошинские» выборы, да и живут там побогаче, чем в «царстве Ильича».
И именно поэтому я и говорю: «Да здравствует Ленинопад!».