Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Фильм о Майдане «Однажды в Украине» — сценарий, написанный на баррикадах

© YouTubeКадр из фильма «Однажды в Украине»
Кадр из фильма «Однажды в Украине»
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В фильме нет декораций и массовки, сценарий этой социальной драмы разворачиваются на фоне реальных событий. Волонтеры готовят еду, разливают чай, со сцены выступает будущий президент Петр Порошенко, активисты раздают листовки...Наряду с этими документальными кадрами зритель наблюдает за игрой актеров. Большинство из них — не профессионалы, одну из ролей исполняет и сам режиссер.

В воскресенье, 9 ноября, в Украинском культурном центре в Париже состоялся допремьерный показ фильма украинского режиссера Игоря Пономарева «Однажды в Украине». Это первая художественная кинокартина о революции «Евромайдан».

Идея фильма возникла еще в августе прошлого года, когда во Врадиевке вспыхнули протесты после совершения сотрудниками милиции группового изнасилования. Тогда милиция и прокуратура Николаевской области пытались покрывать виновных, что вызвало негодование местных жителей. Режиссер называет эти акции прелюдией Майдана. А когда в декабре избили студентов, и на центральной площади Киева собрались десятки тысяч украинцев, Игорь Пономарев решил переписывать сценарий фильма прямо на баррикадах и Майдан превратился в съемочную площадку.

Сюда главная героиня фильма Нина приезжает из родного Крыма в поисках справедливости. Ее подругу убили, а ее изнасиловал милиционер. В Киеве она находит новых «друзей по революции». У каждого из них своя история, свой путь от обычной жизни к Майдану.

Ряд украинских деятелей искусства, как, например, писатель Андрей Курков, написавший дневник о Майдане, полагают, что нельзя сейчас снять качественную кинокартину, написать хорошую книгу об этой революции, уж слишком мало времени прошло, чтобы осознать произошедшее и найти подходящие художественные формы и приемы. Есть риск оставить у зрителя или читателя впечатление выполненной «на скорую руку» работы, быть не убедительным или поверхностным.

Игорь Парфенов не побоялся рискнуть, написал сценарий и снял этот фильм прямо на баррикадах. Сегодня он говорит, что другого такого фильма уже не будет, а если возникнет идея новой художественной кинокартины о Майдане, то ее не удастся воплотить без декораций и спецэффектов.

В фильме нет декораций и массовки, сценарий этой социальной драмы разворачиваются на фоне реальных событий. Волонтеры готовят еду, разливают чай, со сцены выступает будущий президент Петр Порошенко, активисты раздают листовки...Наряду с этими документальными кадрами зритель наблюдает за игрой актеров. Большинство из них — не профессионалы, одну из ролей исполняет и сам режиссер. Фильм малобюджетный. После показа Игорь Парфенов объяснил публике, что перед собой также ставил цель показать, что «можно снимать хорошее кино за небольшие деньги». Насколько этот фильм удался, украинские зрители смогут увидеть 28 ноября. Показ состоится в кинотеатре «Киев». А пока Игорь Парфенов рассказал в интервью RFI, как писался сценарий, какие возникали трудности и какой будет вторая и третья часть этого фильма, над которым режиссер уже начал работу.



RFI: Как возникла идея сделать этот фильм на фоне, не побоюсь сказать, исторических событий революции Майдана?

Игорь Парфенов:
После врадиевских событий был написан сценарий. И это была первая ступень к тому, что Майдан должен, рано или поздно, возникнуть в Украине. И когда возник Майдан, я буквально через неделю уже был на Майдане уже после того, как побили студентов. И 7 декабря я уже начал съемки, и сценарий, который был у меня написан к врадиевским событиям, видоизменялся. Сценарий изменялся по ходу развития событий на Майдане. И очень многие вещи были предсказаны мною в сценарии еще до того, как они произошли на Майдане. Например, за три недели еще до расстрела «Небесной сотни», мой герой предсказал, что будет убито очень много людей, и что власть не будет церемониться, и убьет много своих граждан. Много таких событий, и я уж не говорю о том, что съемки этого фильма начались-то с Крыма еще до того, как он был аннексирован.

— Напомним врадиевские события. Сотрудники милиции изнасиловали женщину, и их безнаказанность вызвала негодование жителей города, и это вылилось в народные протесты на локальном уровне. Вы считаете, что эти события связаны с Майданом? Именно поэтому у вас возникла идея перенести ваш сценарий на Майдан?

— Врадиевские события — это уже была маленькая революция, потому что население спалило райотдел, поднялся весь поселок, и многотысячная толпа пошла против власти, и власть испугалась. Тогда в первый раз власть испугалась. Приехало очень много начальства большого из Киева, депутатов и т. д. Они пытались это загладить, но, тем не менее, люди пошли на Киев с плакатами, со своими требованиями, останавливались в каждом городке. Конечно же, это была первая ласточка перед Майданом. Потом было еще после врадиевских событий несколько таких народных небольших бунтов, когда милиция опять позволяла себе против граждан некую вольность — избить, побить, покалечить, убить и т. д. И когда 30 ноября были побиты студенты на Майдане, сильно, жестоко избиты — больше тысячи милиционеров били этих студентов, была первая кровь пролита именно тогда. Хоть никого не убили, но были десятки людей покалечены. И тогда на следующий день восстал не только Киев, а восстала вся страна. Люди встали и сказали «мы больше жить так не хотим. Мы не хотим больше такой власти, которая позволяет делать такое со своими гражданами».

Именно тогда и я поставил точку, что нужно идти и снимать кино, делать ту работу, которую я делаю лучше всего, и через которую я могу показать действительно многие вещи, чтобы достучаться до людей, попытаться сделать людей не только информированными, но более чуткими, более мудрыми.

— Можно сказать, что это полудокументальный фильм, потому что все происходит на самом деле — без декораций. Майдан — это фактически съемочная площадка. Насколько сложно вам было работать в этих условиях? Какие были ограничения, насколько это мешало самим актерам работать во время съемки?

— Несмотря на то, что это было прямо на Майдане, художественные сцены, постановочные сцены снимались прямо на Майдане. Нам это сильно не мешало, потому что майдановцы помогали. Они помогали, чем могли, предоставляли любые условия: нужно в палатку зайти к афганцам — пожалуйста, нужно на бочке посидеть с кашей, приготовить эту кашу — пожалуйста. А когда у нас были сцены, где герои были ранены, была декоративная кровь, то мы видели, какая была самоотдача, и как майдановцы пытались спасать нашего актера — они не знали, что это кровь не настоящая, они бежали десятками, сотнями человек, пытаясь «спасти» нашего актера, который давил капсулу с краской.

— Большинство актеров в этом фильме — не профессиональные. Вы не боялись, что фильм может быть не совсем убедительным?

— Я прихожу к той мысли, что непрофессиональные актеры иногда более убедительны, потому что они хотя бы не врут. Единственное, что, конечно, с ними приходится работать, приходится давать им задачи, пытаться из них «выдавить» иногда то, что настоящий профессиональный актер переигрывает часто. Из тех нужно выдавливать, а настоящий актер переигрывает. А следующая часть «Однажды в Украине» — там вообще не будет профессиональных актеров. Ни одного.

— Почему вы называете этот фильм «Однажды в Украине»? Есть фильмы «Однажды в Америе» «... в Мексике». Может быть, это для того, чтобы сделать его более известным за пределами Украины, тем более он о событиях на Майдане?

— Я люблю, чтобы название фильма как-то отражало события, во-первых, которые происходят, а во-вторых, было достаточно яркое. Чтобы это название что-то несло, уже несло какой-то заряд в себе энергетический, чтобы он был заложен уже в названии. Если пресное название, честно сказать, мне не очень интересно даже идти на такой фильм. Я всегда ставлю себя на место зрителя, я же хочу, чтобы фильм увидело как можно больше людей, и думаю, что такое название — «Однажды в Украине» — привлечет больше людей, чем если бы я назвал его как угодно по-другому.

— В фильме было очень много жестоких сцен, с которых и начинается фильм. Сидя в зале, я наблюдала за реакцией зрителей, некоторые просто ушли.

— Я полумеры не люблю. Могу сказать честно, что я когда-то, двадцать лет назад, посмотрел фильм о бойне животных, и после этого я не ем мяса уже больше двадцати лет. Этот фильм был страшный,но он изменил мою жизнь в лучшую сторону. Поэтому показывать такие натуралистические кадры, для меня это не есть плохо. Я считаю, что через такие кадры может только прийти очищение. Пусть фильм этот будет не всеми принят. Я бы очень расстроился, если бы те работы, которые я делаю, нравились всем. Если бы эти работы нравились всем, я бы считал, что я зря вообще снимаю кино. Я считаю, что это не кино для широкого круга людей, не для всех зрителей.

— В фильме «Однажды у Украине» есть такая рискованная идея — начинать съемку там, где происходит историческое событие, и оно рано или поздно должно закончиться. Есть определенные ограничения во времени, в которые вы должны были уложиться, чтобы актеры правильно сыграли. И, по моим наблюдениям, есть какая-то незаконченность определенных сцен. Вы считаете, что это было рискованно?

— Во-первых, фильм действительно снимался в необычных условиях, в условиях Майдана. Во-вторых, мороз был 18°. В-третьих, сценарий не был заранее написан, а фактически писался по ходу происходящих событий. Иногда сцены, которые мы снимали на Майдане, писались, пока мы сидели в кафе и грелись. Может быть, нельзя так делать, но я не считаю, что это сильно повредило фильму. Я считаю, что фильм получился цельный и достаточно зрительский. Хотя он и очень страшный, и довольно много крови — страшный, откровенный, натуралистичный.

— И вы будете продолжать идею этого фильма «Однажды в Украине» — делать трилогию. Вторая часть будет посвящена уже войне на Донбассе. Почему вам кажется, что историю нужно продолжать? Есть ли определенная незавершенность первого фильма или просто у вас возникли новые идеи, которые нужно дальше раскрывать в творчестве?

Дело в том, что и Майдан был первый большой шаг и победа украинского народа. Но события и драма, которая происходит с Украиной, не закончена, к сожалению, с Майданом. Драма продолжается. И как кинематографист я считаю своим долгом показывать эти события. И через призму кино, через призму своих героев я хочу донести людям некоторые вещи, которые чувствую я, которые вижу я и которые мне хотелось бы, чтобы увидели другие. Поэтому я снимаю вторую часть «Однажды в Украине» о событиях на Донбассе. Это будет более философская работа. Будет «Однажды в Украине» часть вторая. Судя по всему, если часть первая «Однажды в Украине» — это революция, часть вторая — это, скорее всего, будет «Дикие», а часть третья — это, скорее всего, будет «Мартин Иден», о культуре и о чиновниках.

— Этот фильм интересен тем, что это первый художественный фильм о Майдане. В чем еще, на ваш взглад, особенность этой кинокартины?

— Это, действительно, первый художественный фильм, который снят о Майдане, и то, что это первый художественный фильм, который о Майдане снимался прямо на Майдане и прямо в реальных событиях. И та история, может быть, не столь сильна, но за счет того, что Майдан — это уже сильно, уже любая история, накапливает ту силу, которую дал ей Майдан. Нельзя сказать, что это хорошо, но, тем не менее, это так — Майдан, в любом случае, напитал, зарядил этот фильм уже сам по себе тем, что происходило там.