Российская экономика переживает большие трудности. Они усугубляются политическими решениями ее лидеров, которые более смелы, чем позволяет состояние российской экономики.
Путинский режим старается удержать свою авторитарную власть теми же средствами, что и императоры позднего Рима – хлебом и зрелищами.
Похоже, что и в будущем Кремль планирует разнообразные политические игры, ведь именно аннексия Крыма помогла Владимиру Путину повысить рейтинг своей популярности среди граждан Российской Федерации до 80% и выше.
Вот только общество может настроить против режима не только недостаток экспансионистских игр, но и, что вероятнее, недостаток хлеба – иными словами, рецессия и катастрофический спад экономики.
Путин пришел к власти после глубочайшего экономического кризиса 1998 года. Тогда многие готовы были поступиться некоторыми свободами для экономического восстановления страны и роста уровня жизни. Но через 15 лет образ и состав российского общества радикально изменились. Куда более сильный средний класс превратился в самого ярого противника недемократических и непрозрачных методов руководства Россией.
Партию власти «Единая Россия» поддерживают, в первую очередь, низшие слои и госслужащие, которые непосредственно зависят от государства. И больше всего Кремлю стоит опасаться потери доверия как раз среди государственных служащих. Это может случиться тогда, когда он не сможет в полной мере обеспечить свою часть неписанного социального соглашения: в обмен на тихое согласие с режимом Кремль должен повышать жизненный уровень населения и укреплять социальную систему.
Катастрофа
Любой из факторов, таких как стремительное падение цен на нефть, снижение курса рубля, растущая инфляция, отток капитала за рубеж, прямые и непрямые западные санкции, мог бы вызвать стагнацию российской экономики, но все вместе они могут привести к настоящей катастрофе.
Кроме того, с момента прихода Владимира Путина к власти России угрожает латентная «голландская болезнь». Это проблема стран, которые ориентируются на экспорт нескольких ключевых видов сырья, и которые полностью зависят от мировых цен на них.
Бюджет Российской Федерации на ближайшие три года предполагает цену в 100 долларов за баррель нефти, а вот реальная цена сегодня колеблется в районе 82 долларов за баррель. Еще одна критическая проблема – это рост инфляции.
По данным официальной статистики, в первой половине года страна потеряла 75 миллионов долларов инвестиций, а по оценкам американского правительства, эта сумма составляла от 100 до 200 миллиардов долларов.
По официальным данным, за последние два года страну покинуло в пять раз больше россиян, чем в 2010 и 2011 годах. Добавим, что, вероятно, официальная статистика склонна преуменьшать реальные цифры.
В начале ноября российская валюта опустилась на исторический минимум: 48 рублей за 1 доллар и 60 рублей за 1 евро. И ничто не говорит о том, что это падение остановится.
Больше всего рубль потерял в октябре, когда Центробанк России вложил в поддержку его курса 30 миллиардов долларов. Это была крупнейшая финансовая интервенция за последние пять лет.
Хворый в Европе?
Но наибольшей проблемой для российского бюджета становятся не экономические, а политические решения лидеров страны.
Во-первых, огромной нагрузкой на российскую государственную казну вот уже несколько лет является амбициозная реформа армии. Во-вторых, российскому правительству придется найти средства на интеграцию Крыма с остальной страной.
Немалые суммы пойдут и на поддержку сепаратистских регионов востока Украины, а также на Южную Осетию и Абхазию. В-третьих, Евразийский экономический союз, который должен заработать в 2015 году, будет обходиться, по оценке издания gazeta.ru, российскому бюджету в 5,2 миллиарда долларов ежегодно.
Очевидно, что уверенная внешняя политика России последних лет диктовалась, в первую очередь, уровнем ВВП.
Трудно себе представить, как выглядела бы российская внешняя политика, если бы российская экономика была в очень хорошем состоянии, ведь и при всех ее проблемах на одном только постсоветском пространстве Россия аннексировала часть Украины и стремится к созданию Евразийского союза, в который с января 2015 года будут входить Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия.
Такой мир Кремль не устраивает
Во времена холодной войны мир был разделен геополитически и идеологически. Тогда Советский Союз имел по обоим этим пунктам превосходство над большей частью остального мира.
Но в последние 25 лет большую роль играет экономическая сила. Политические и идеологические границы уже не имеют прежнего веса. Россию с ее экономическими и демографическими проблемами это деление мира совершенно не устраивает, поэтому она решила изменить «правила игры» насильственным путем.
Наверное, последним импульсом, который подвиг российское руководство на прямую конфронтационную политику, было не опасение полностью потерять Украину, а конец планов по созданию зоны свободной торговли, инициированной Россией, между РФ и ЕС от Лиссабона до Владивостока и замена ее на проект ТТИП – расширенной зоны свободной торговли между США и ЕС, которое, по всей видимости, будет подписано в следующем году.
Таким образом, российская внешняя политика весьма значительно ограничена экономической эффективностью страны. То, будет ли Россия продолжать неоимперский курс, будет зависеть от способности путинского режима обеспечить хлебом своих подданных. В играх, так или иначе, необходимости уже будет.