Важное двустороннее соглашение об ограничении выброса углерода, заключенное между Китаем и Соединенными Штатами, является наиболее значительным событием, состоявшимся на саммите АТЭС в Пекине. Это соглашение призывает Соединенные Штаты существенным образом сократить выбросы углерода в атмосферу в следующем десятилетии, а также — что очень важно — призывает Китай начать сокращение выбросов углерода в 2030 году.
Подписанное в Пекине китайско-американское соглашение может оказать, а может и не оказать прямого воздействия на изменение климата, однако оно представляет собой важный шаг в этом направлении. Возможно также, что оно столкнется с оппозицией в контролируемом республиканцами Конгрессе, однако Белый дом дал понять, что у него есть возможность ввести это соглашение в действие без одобрения со стороны Конгресса.
Заключенное соглашение будет оказывать воздействие на политику в области охраны окружающей среды, на партийную политику и на самые важные двусторонние отношения Соединенных Штатов, но оно также является значимым для другой страны — для России и для ее меняющейся роли в мире. Россия, конечно, не являлась участником дискуссии об изменении климата, однако во время саммита АТЭС она подписала не имеющий обязательной силы меморандум относительно еще одной большой газовой сделки с Китаем. Хотя детали еще до конца не определены, ожидается, что стоимость сделки намного превысит 100 миллиардов. Хотя этот контракт и делает связи между Китаем и Россией более прочными, он также закрепляет позицию России как обычного поставщика сырья для Пекина, а не как равного партнера в области экономики или политики.
Как и та энергетическая сделка, которая была заключена между Москвой и Пекином в мае нынешнего года, новое соглашение, судя по всему, будет более выгодным для Китая, чем для России. По мнению экспертов занимающегося вопросами промышленности веб-сайта Oilprice.com, «последняя сделка будет еще в большей степени в пользу Китая. Причина в том, что рычаги влияния России резко уменьшились всего за несколько месяцев после подписания первого соглашения в мае 2014 года. Западные санкции нанесли тяжелый удар по российской экономике». Другими словами, из-за американских и европейских санкций позиции России на переговорах ослабли, и этим воспользовался Китай.
Таким образом, если только не произойдет каких-либо изменений, итог саммита АТЭС состроит в том, что Соединенные Штаты и Китай, несмотря на большое количество сложностей, пытаются работать вместе для того, чтобы решить одну из наиболее насущных проблем, тогда как Москва, отчаянно нуждающаяся в наличных деньгах и рынках сбыта, находит способ продать Китаю еще больше природного газа по плохой цене. Для России, которая очень хотела бы видеть себя важным игроком на глобальной сцене, это не может быть хорошей новостью.
Не исключено, что президент Обама не сможет добиться поддержки подписанного с Китаем соглашения со стороны враждебного и уверенного в своих силах республиканского Конгресса; однако события, произошедшие в Пекине, показывают, что западная стратегия в отношении России приносит свои плоды и что российский президент Владимир Путин, покидая Пекин, в очередной раз получил следующее напоминание: значительная часть Азии рассматривает его как кого-то, к кому можно обращаться по поводу дешевого сырья, а не по вопросам глобального лидерства. По одной только этой причине г-н Обама заслуживает похвалы за определенный успех, достигнутый им в Пекине.
Линкольн Митчелл является обозревателем газеты New York Observer по вопросам национальной политики.