Когда приходит вежливое письмо, в котором выражено несогласие, это маленький праздник. Господин M. C. сообщил мне, отвечая на колонку о министре иностранных дел Любомире Заоралеке: «Я понимаю по ней, что у вас другое мнение о событиях на Украине, не такое, как у меня — простого гражданина, читателя газеты “Право” и пенсионера».
По словам господина M. C., Россия была вынуждена, в связи с политическими изменениями на Украине, аннексировать Крым, потому что еще царская Россия нуждалась в Крыме по стратегическим причинам. В конце письма он замечает, что в СССР существовала масштабная национальная политика.
Тут я вспомнил о советских депортациях и физическом уничтожении народов, а также о правиле, гласившем, что в каждой национальной единице за формальным руководителем местной национальности должен надзирать русский. Ну да ладно.
«Я уверен в своем мнении о том, что за кулисами изменений на Украине стоит стремление Запада ослабить позицию России. Мы столкнулись с массированной антироссийской пропагандой, и значительная часть общественности, включая студентов, ей уже поддалась. А вы лично в этой пропаганде участвуете», — заключил господин M. C. Тут мне бы хотелось объяснить разницу между антироссийским и антикремлевским, но дело сейчас не в этом.
Мой оппонент прав в том, что у меня - противоположная точка зрения. Его мнение основано на признании разделения мира на сферы влияния. Меня это не устраивает, потому что тогда Чешской Республике остается удел просто прислужника. Но для многих людей действительно лучше быть разменной монетой в условиях стабильности, чем жить свободно с рисками, которые с этим связаны.
Я не буду подробно описывать то, что я уже давно пытаюсь проследить, основываясь на фактах. Современная Россия с ее неспособностью решать фатальные внутренние проблемы иным путем, нежели ведением агрессивной экспансии, является угрозой для Чешской Республики, если мы рассматриваем нашу страну как демократическое государство со значительным уровнем свобод.
С самого своего избрания Милош Земан стремится к усилению роли президента в противовес действующей Конституции. При этом он стремится настроить часть общества, которая предпочитает стабильность свободам, против той, что больше ценит свободы. Во внешней политике он играет вместе с Кремлем.
Другим «освободителем» чешского пространства от порядков западной политической культуры является министр финансов Андрей Бабиш. Он намеренно нарушает действующие правила о недопустимости конфликта интересов в политике. Он делает ставку на то, что его избиратели его поддерживают, когда он, пусть туманно, наобещает им, что будет лучше. Что он все устроит.
Так готовится российский «причал» для таких людей, как господин M. C. Эти усилия законны и будут успешны, если не столкнутся с сопротивлением в самом обществе.