14 ноября по приглашению международного медиа-клуба «Формат А3» Ригу посетил директор российского Фонда национальной энергетической безопасности и заведующий кафедрой прикладной политологии Московского государственного университета Константин Симонов. Он планировал принять участие в публичной дискуссии на тему «Газовая война — предисловие к третьей мировой войне?». Однако министр внутренних дел Латвии Рихардс Козловскис незадолго до начала дискуссии внес Симонова в т.н. черный список, и уже во второй половине 14 ноября он был выдворен из Латвии.
Сразу после выдворения Константина Симонова российские телеканалы обнародовали информацию о депортации из России гражданина Латвии Алексея Холостова. Козловскис проинформировал общественность, что «выдворение Холостова из Российской Федерации произошло более двух недель назад», поэтому «созданный телесюжет можно считать своевременно подготовленной частью информационной войны».
Еще на зная о том, что он будет выдворен, Константин Симонов согласился ответить на вопросы Neatkarīgā.
Neatkarīgā Rīta Avīze: Перед украинским кризисом лидеры ЕС предложили России прекратить привязку цен на газ к ценам на нефть, но руководство России отказалось. Сейчас падение цен на нефть для потребителей ЕС — позитивная новость, потому что снизятся цены на газ и отопление.
Константин Симонов: Не могу полностью согласиться с такой интерпретацией. На самом деле Газпром изменил ценовую формулу практически для всех европейских потребителей, для некоторых даже многократно. Газпром произвел коррекции в ценовой формуле. Конечно, выполненные Газпромом изменения не были такими внушительными, как в предложении Норвегии. Норвегия почти во всех своих контрактах на поставку газа изменила формулу образования цены, привязав ее к рыночным ценам на газ, в т.ч. на свободном рынке Европы. Только учтите, что лишь 5-10% всего потребления газа ЕС закупается на свободном рынке по этим ценам.
Да! В следующем году цены на газ снизятся. Да, это потому, что цена на газ привязана к цене на нефть. Цены на нефть снижаются, вместе с этим логично, что снизятся цены на газ.
По-моему, подход, что российская формула всегда означает более дорогой газ, а европейская формула означает дешевый газ, неправильный. Такой подход ошибочен. Это не так, что долгосрочные контракты на поставки всегда дороже контрактов на поставки сразу. Мы выполнили анализ изменения цен в сегменте европейского свободного газового рынка. Полученные результаты свидетельствуют, что динамика цен на свободном газовом рынке связана с изменениями цен на нефть. Европейские эксперты утверждают, что природный газ это совсем другой товар, что он никак не связан с нефтью. Результаты проведенного нами анализа изменения цен показывают, что связь есть, но с более сложным механизмом влияния. К тому же, есть периоды, когда свободная цена очень высока. На рынке Великобритании были моменты, когда цена на газ повышалась многократно. У долгосрочных контрактов больше преимуществ. Что означает долгосрочный контракт? Это означает, что потребитель гарантированно получит соответствующее количество газа или даже большее количество газа (если суровая зима) и по оговоренной цене. Краткосрочные контракты таких гарантий не дают. Поэтому действия ЕС — по поддержке строительства терминалов для сжиженного газа (ТСГ) — были ошибочным и непродуктивным решением.
— По-моему, у большинства европейских экспертов в сфере энергетики нет иллюзий относительно факторов, определяющих цену на газ на свободном рынке. В целях получения поддержки общественности на такие большие расходы публичных средств, которые необходимы для ТСГ и другие проекты энергетической инфраструктуры, использовался очень упрощенный лозунг, акцентировавший выгоду цены свободного рынка.
— Я согласен с этим, но я призываю общественность европейских стран потребовать провести аудит и оценить, насколько целесообразно расходовались средства ЕС и его стран-участниц в газовом секторе. Построено большое количество ТСГ в надежде, что будет поступать дешевый газ с Ближнего Востока и из США. В прошлом году 80% ТСГ фактически были пустыми, потому что Катар свои потоки сжиженного газа направил на рынки Азии, где цена намного выше.
— Необходимо напомнить, что строительство ТСГ обусловлено политическими, решениями (не бизнесом). Европейские ТСГ осознанно созданы как лишняя мощность, которая должна гарантировать возможности альтернативных поставок и безопасность поставок. Терминалы можно строить не для того, чтобы их задействовать, а чтобы использовать их только в период глобальных потрясений.
— Как это возможно? Вы (Европейский Союз) непрерывно учили нас (Россию), что все решает рынок и единственно рынок. Выходит, Европа отказывается от рынка?
— Вопросы энергетической безопасности не отдаются стихии рынка.
— У вас есть опасения по поводу безопасности поставок из России?
— Ответьте честно, положив руку на сердце! Может ли Газпром гарантировать, что нынешней зимой не будет абсолютно никаких проблем со снабжением Европы природным газом через территорию Украины? Можете ли вы гарантировать полную безопасность для всех получателей природного газа ЕС? Скорее всего, не можете, потому что есть довольно большие риски!
— Этот вопрос не связан с Балтией. Да! Этой зимой могут возникнуть проблемы с транзитом, хотя заключен трехсторонний договор. В свое время, когда российские военные базы размещались в Крыму, для Украины применялась скидка в 100 долларов за каждую 1000 кубометров природного газа. Скидка была в силе, пока сохранялась военная база в Крыму. Россия вернула Крым, и вместе с этим соглашение утратило силу. Поэтому цена на поставляемый Украине газ применяется в соответствии с договором, который в 2009 году заключили Нафтогаз и Газпром в присутствии тогдашнего премьер-министра Украины Юлии Тимошенко. Несмотря на то, что Юлия Тимошенко была заключена в тюрьму, договор не отменен и остается в силе. Россия со своей стороны руководствуется условиями договора. Украина получала газ, но утверждала, что ей не нравится цена. Как это понимать? Человек заходит в супермаркет, видит апельсины, которые стоят 5 евро. Покупатель говорит: «Спасибо, слишком дорого» и уходит. «Слишком дорого, пойду в другое место». В случае Украины покупатель заходит в магазин, съедает несколько апельсинов, а потом говорит: «Нет! Не заплачу, апельсины были слишком дорогие». Такой диалог России и Украины продолжался до 17 июня. За один квартал одного года сумма за потребленный Украиной газ достигла 3,8 миллиарда долларов. Даже если применить новую цену, то это 2 миллиарда долларов в квартал. Мы представили руководству ЕС цифры. Насколько велика добыча газа на Украине, насколько велики запасы в украинских газохранилищах, каково потребление газа в промышленности в период экономического спада. Из наших расчетов вытекает, что при минимальном обеспечении теплом крупных городов и промышлености Украине не хватит средств для оплаты за поставки газа. По нашим расчетам, не позднее конца января 2015 года Украина окажется перед выбором: прекратить отопление или начать воровать транзитный газ. Позволить жителям городов мерзнуть или получать транзитный газ. Наше официальное предупреждение было выражено руководству ЕС. Если начнется кража транзитного газа, то Россия немедленно прекратит поставки газа транзитом в ЕС. Есть ли такой риск? Да, есть!
— Значит, нормально, понятно и логично, что ЕС создает лишние мощности, которые можно задействовать именно в таком случае.
— Я не закончил мысль. Да, риск есть! Недавно я был в Греции, где принял участие в конференции по энергетике. В своей презентации я показал, что может произойти, если будет приостановлен украинский транзит. Руководитель греческой компании по газоснабжению мне ответил: «У нас договоры с Газпромом, и поставить газ будет обязанностью Газпрома».
Что важно — размахивать договором или все же обеспечить потребителей в зимнее время газом и теплом?
Европе уже полгода известно, что такая ситуация может наступить. Трехсторонний договор был подписан в последний рабочий день комиссара ЕС по энергетике Гюнтера Эттингера. После этого Украине нужно было заплатить долг за 2013 год и осуществить предоплату за ноябрь. Долг заплачен, а предоплаты еще нет. ЕС подписал договор, умывает в невинности руки и ждет, что произойдет дальше. Что произойдет, если Украина начнет воровать газ, а Россия прекратит транзит? Останется ли ЕС без газа? Большая часть ЕС получит поставки газа! Однако не потому, что настроено ТСГ, а потому, что построен газопровод «Северный поток» (Россия-Германия по дну Балтийского моря), у которого есть два ответвления: OPAL (Балтийское море — граница Чехии) и NEL (в направлении на запад Германии). Они обеспечат большинство потребителей. Даже Словакия, являющаяся самой близкой к Украине страной в транзитной цепочке, весь необходимый природный газ получает из ответвления «Северного потока» OPAL. Когда мы закончили газопровод OPAL, Европейская комиссия выдвинула требование, чтобы 50% мощности было зарезервировано для любого другого поставщика. Хорошо, сказали мы, организуем аукцион на эти мощности, если свободный рынок, то применим рыночный метод. Ответ был: «Нет!». Значит, вопрос отложен до января. Разве это капитализм, разве это энергетический рынок!
Газопровод «Северный поток» готов, и его можно задействовать на 100% мощности. Есть большие газохранилища, инфраструктуру которых создавал Газпром. В некоторых газохранилищах запасы не трогали несколько лет. Именно они могут дать самую большую гарантию безопасности, а не какие-то ТСГ. В принципе, практически вся Европа обеспечена газом на тот случай, если будет прекращен транзит через Украину. Может быть, именно это плохо, что сейчас не надо волноваться?
По-моему, США используют Украину, как орудие для подрыва взаимной кооперации ЕС и России. Токсичное государство, которое создает серьезные проблемы и нам, и ЕС и позволяет поссорить обе стороны. Американцы заинтересованы дестабилизировать ситуацию, используя местный энтузиазм и патриотизм: это и дешево, и элегантно. Только расхлебывать проблемы придется и вам, и нам.
— Кто пострадает, если транзит газа через Украину будет приостановлен?
— Болгария, Балканские страны, Турция, Греция и немного — Италия. Хорошо, поставки газа для Италии очень диверсифицированы. Турция не в ЕС, и ее нечего жалеть. Не все Балканские страны члены ЕС, и там та же история. Болгарию будет жаль, но не очень.
Если бы ЕС прислушался к нашим аргументам, уже был бы готов газопровод «Южный поток», и он полностью позволил бы обходиться без украинского транзита. Значит, Россия могла бы полностью гарантировать поставки. Только из-за упрямства ЕС «Южный поток» не построен. Если бы ЕС руководствовался идеями капитализма, то решения были бы другие.