Напряженность в австралийском Брисбене стала поистине нестерпимой. Как ни странно, но климат, в который пришлось окунуться в выходные участникам саммита двадцатки, не имеет к этому почти никакого отношения. За несколько дней до начала встречи прибрежный город превратился в настоящее поле битвы между сторонниками Киева и Москвы, тогда как отношения России со своим бывшим сателлитом как никогда обострились.
Запад обрушил на Владимира Путина вал критики, и тот одно время отвечал на нападки, но затем решил досрочно покинуть встречу. «Думаю, что на саммите двадцатки президент Путин испытал на себе серьезное давление со стороны ряда лидеров», — подвела итоги глава австралийского МИДа Джули Бишоп (Julie Bishop). Но не покривила ли она душой? Ведь хотя США и сыграли главную роль в словесной атаке на российскую власть, Австралия также приложила руку к отъезду Путина. По итогам трехсторонней встречи представители Америки, Австралии и Японии подчеркнули свое неприятие «аннексии Крыма Россией и действия по дестабилизации востока Украины». Московский царь предпочел пропустить публикацию итогового заявления чрезвычайно напряженного саммита. В конце концов, цель уже была достигнута: все прожекторы были обращены на Россию, а ее президент смог насладиться столь приятной ему инаковостью и отстраненностью.
8 000 российских солдат
Хотя позиция США была понятной и ожидаемой, громче и резче других, пожалуй, выступила Канада. «Я могу сказать только одно: вам нужно уйти с Украины», — напрямую заявил канадский премьер. «Это невозможно, потому что нас там нет», — ответил ему Владимир Путин. Но это явная ложь. В НАТО подтвердили опасения украинцев насчет массового притока войск и техники на восток страны. «По нашим оценкам, сейчас на нашей территории находится 8 000 российских солдат или даже больше», — отметил высокопоставленный представитель украинской стороны.
Кроме того, Москву критикуют за несоблюдение пророссийскими сепаратистами условий подписанного в сентябре соглашения о прекращении огня. С апреля в боях погибли уже 4 000 человек, и в Киеве (а также на Западе) опасаются грядущего вооруженного столкновения. Во время прошедшего в среду экстренного заседания Совета безопасности ООН представитель Украины Юрий Сергеев говорил, что у границы сосредоточено почти 40 000 российских военных, 200 танков, 640 артиллерийских установок и более 120 боевых самолетов.
Киев де факто закрепляет отделение востока
Вся эта бурная деятельность вокруг востока Украины во многом напоминает эскалацию конфликта в 1994 году, когда Россия активно обхаживала Крым. Хотя тогда открытой войны так и не случилось, сейчас полуостров, безусловно, находится в руках Кремля. И тот намеревается в полной мере использовать новое приобретение: некоторые уже сегодня выступают с критикой грядущего размещения в Крыму ядерных сил. Источников тревоги и угроз становится все больше, и Европа задумывается о новых санкциях против Москвы. Тем не менее, экономическое решение явно не работает, и, следовательно, подобные меры — всего лишь пустое словоблудие на фоне того, как Россия расставляет фигуры вокруг украинской доски.
Сегодня внутри страны дует ветер былых времен. Воспоминания вновь оживают. Советское прошлое выглядит не таким уж далеким. Нынешние события стали для Владимира Путина лишь вступлением к реваншу, который он готовит уже давно, очень давно. Украина же с тревогой наблюдает за тем, как красное пятно разрастается, становится все ближе и ближе. Киев недавно лишь закрепил первые предпосылки к разделу страны, лишив подконтрольные сепаратистам области государственного финансирования. На юге находится Крым. На севере расположена Белоруссия, которая недавно вступила в созданный Путиным Евразийский экономический союз. Упростит ли она задачу Москве, позволив ей разместить войска у границы? От одной только мысли об этом уже бросает в дрожь.