В начале сентября я посетил Монголию. Я не был там 20 лет. Первое, что бросилось в глаза, — Улан-Батор, беспорядочно разросшийся из-за увеличившегося населения, большое количество японских машин и пробки. При этом огромная степь, ведущая к Каракоруму, и жизнь кочевников остались прежними. Также я пришел к выводу, что у Монголии все те же проблемы: она зажата между Китаем и Россией.
Между Монголией и ее соседями всегда существовали трения, однако сейчас ей приходится уживаться со сверхдержавами. В XIII веке Монголия во главе с Чингисханом стала крупной империей, распространившей свое влияние до Европы. После этого была основана монгольская династия Юань, господствовавшая в Китае и на Корейском полуострове. Монголия атаковала даже Японию. Однако затем империя пришла в упадок и оказалась под властью династии Цин. Ей не удалось прийти к независимости в результате Синьхайской революции из-за Кяхтинского договора (1915 год), который учитывал интересы России и Китая. Монголия обрела независимость после революции, осуществленной Сухэ-Батором. При этом страна, ставшая в 1924 году социалистическим государством, оказалась под крылом СССР. Долгое время Монголия была зажата между Китаем и Советским Союзом, которые являлись непримиримыми соперниками. После перестройки и завершения холодной войны она вышла из соцлагеря и провела демократизацию, однако в настоящее время попадает во все большую экономическую зависимость от Китая.
После холодной войны Монголия проводила дружественную политику в отношении других государств, стараясь держаться на одинаковом расстоянии от РФ и КНР, однако это непростая задача, поскольку и Москва, и Пекин, обладающие мощными ресурсами, активно преследуют здесь собственные интересы.
В настоящее время ситуация с безопасностью в азиатском регионе постоянно меняется из-за быстро укрепляющегося влияния Китая и ослабления американского присутствия. В результате этого вновь обострилось соперничество между Россией и Китаем вокруг Монголии. Экономическая зависимость Монголии от КНР становится все более явной. Улан-Батор был рад визиту пообещавшего крупные инвестиции китайского лидера в августе, но при этом монголы не могут не опасаться попасть в чрезмерную зависимость от Пекина.
Президент Путин находился в Монголии в то же время, что и я. На фоне обострившегося конфликта вокруг Украины глава России посетил Монголию с тем, чтобы восстановить баланс сил и противостоять финансовой помощи со стороны Китая. В ходе этого визита Путин пообещал Монголии обеспечить поддержку в сфере железнодорожного строительства.
Таким образом, две сверхдержавы борются за влияние в Монголии, и ей очень непросто держаться на одинаковом расстоянии и от России, и от Китая. Вот почему она требует помощи от таких третьих стран, как США и Япония.
Автор — профессор Университета Такусёку.