Как бы вы отнеслись к тому, что в резервуар, из которого в ваш дом поступает питьевая вода, кто-нибудь слил цистерну отходов? Как бы вы отнеслись к тому, что над зданием, где вы работаете, установили антенну с опасным излучением? Если вы женщина, то согласились бы вы с тем, что ваш работодатель увольняет вас из-за беременности? Разумеется, вы отнеслись бы к этому отрицательно. Это противоречит закону, и в нормальном государстве, где существуют закон и порядок, есть властные структуры, которые этим занимаются.
Израильтяне, живущие в Иудее, Самарии и Иорданской долине, являющиеся равноправными гражданами , исполняющими свои обязанности (налоги, служба в армии, соблюдение законов), не защищены государством по целому ряду вопросов. Они не получают того, что должны получать любые граждане страны.
В соответствии с существующей сегодня юридической практикой, для того чтобы законы кнессета распространялись на тех, кто живет в Иудее, Самарии и Иорданской долине, командующий Центральным военным округом должен подписать особое распоряжение. В отличие от других мест в стране, где законы принимаются народными избранниками, правовыми вопросами за пределами «зеленой черты» занимаются люди в военной форме, юридические советники и офицеры. Они обсуждают каждый закон и принимают решение об издании особого распоряжения, распространяющего действие конкретного закона на данную территорию. Этот процесс лишен всякой логики, однако можно было бы смириться с ним, если бы все происходило гладко.
Вам нужны примеры? Законы и постановления, касающиеся защиты окружающей среды, не распространяются на Иудею и Самарию, несмотря на то, что эти районы имеют большое значение для водных ресурсов центра страны. Любые нарушения такого рода могут поставить под угрозу водные источники, которые обслуживают половину населения страны. Местные власти в Иудее и Самарии, а также экологические организации, оказываются беспомощными в своих попытках предотвратить катастрофические процессы, связанные с водными ресурсами.
За «зеленой чертой» не работает также закон о трудоустройстве женщин. Женщины не получают положенную им по закону защиту на рабочих местах, как это происходит в других районах Израиля. Женщин можно увольнять в период беременности или сразу после родов. Нарушаются и другие права работающих женщин. Есть множество законодательных актов, которые не распространяются на жителей Иудеи, Самарии и Иорданской долины. Что является вопиющей дискриминацией. Жители этих районов требуют всего лишь одного — соблюдения их базовых гражданских прав.
Эту ненормальную ситуацию частично призван исправить закон, который был одобрен на прошлой недели в министерской комиссии по законодательству. Его инициаторами являются депутаты Орит Струк, Ярив Левин и другие парламентарии. Законопроект требует от армейского командования в течение 45 дней утверждать любой закон, принятый кнессетом.
Почему же в таком случае я считаю данное решение проблемы частичным? Потому что этот закон не будет действовать ретроактивно и не коснется тех законов, которые были приняты в прошлом. Командующему центрального округа ЦАХАЛа будет также дана возможность оспаривать те или иные установки закона в соответствии с ситуацией на территориях. Несмотря на все эти ограничения, некоторые израильские «правозащитники», борцы за равноправие, во главе с министром юстиции Ципи Ливни, прилагают усилия, чтобы не допустить принятия этого закона. Выясняется, что поселенцев можно подвергать дискриминации. Правозащитников это не беспокоит.