Французские парламентарии в скором времени последуют примеру своих британских и испанских коллег и проведут голосование по признанию палестинского государства. Вопрос будет обсуждаться депутатами на заседании 28 ноября с последующим голосованием 2 декабря. Сенаторы в свою очередь примут решение десятью днями позднее.
Это не носящее обязательного характера предложение социалистов призывает «французское правительство признать палестинское государство для достижения окончательного урегулирования палестинского конфликта и формирования демократического и суверенного государства Палестина, которое будет жить в мире и безопасности с Израилем на основании границ 1967 года с Иерусалимом в качестве столицы двух государств и обоюдным признанием».
По заявлению Палестинской автономии, всего государственный статус Палестины признали уже чуть более 130 стран. 30 октября этот список пополнила первая страна-член Европейского Союза, Швеция. Но даст ли что-то этот европейский порыв к признанию палестинского государства? На этот счет единого мнения, как водится, нет.
Давление на Израиль и Палестинскую автономию
Палестинцы уже получили статус государства-наблюдателя в ООН и считают признание необходимым и обязательным этапом. В статье в le Monde член исполнительного комитета Организации освобождения Палестины Саиб Арикат называет это «нравственным этапом, через который должны пройти все поддерживающие решение о создании двух государств страны». «Для палестинцев такое признание стало бы подтверждением их права на самоопределение и шагом в правильном направлении, а также доказательством того, что дипломатия и международное право — единственный правильный путь», — пишет он.
Дипломатическая карта входит в число аргументов, которые выдвигают представившие резолюцию в Национальном собрании депутаты Соцпартии. По их словам, это признание позволит дать второе дыхание мирному процессу при том, что переговоры двух лагерей не могут сдвинуться с мертвой точки еще с апреля. «Тупик в переговорном процессе поддерживает очаг нестабильности и опасно подрывает мир во всем регионе. Признание палестинского государства должно сопровождаться незамедлительным возвращением к переговорам», — утверждается в документе.
Кроме того, сторонники подобного варианта считают, что признание палестинского государства позволило бы оказать давление на стороны конфликта. «Надеюсь, что голосование в Швеции, Великобритании, Испании и Франции заставит задуматься наших коллег из других европейских столиц, а также Европейского парламента, — считает председатель комиссии по иностранным делам национального собрания Элизабет Гигу (Elisabeth Guigou). — Это необходимо, чтобы усилить давление на обе стороны конфликта, и чтобы Израиль понял, что нелегальное продолжение колонизации палестинских территорий идет вразрез с миром».
С такой точкой зрения согласен и бывший посол Израиля во Франции Эли Барнави. Недавно он выступил в поддержку принятия резолюции Национальным собранием: «Это политическое и нравственное давление отражает общее мнение европейской общественности в отличие от боязливых правительств, которые не в состоянии объединиться ради общей позиции и всегда идут вслед за США». По его словам, «от израильтян и палестинцев не стоит ждать каких-то прорывов. (…) Без сильного внешнего политического давления для четкого определения границ, установки параметров и их принятия обеими сторонами мира в этом регионе достичь не получится».
«Однозарядное ружье»
Как бы то ни было, что подтверждает и Эли Барнави, одним лишь признанием палестинского государства конфликт не решить: «Разумеется, я не считаю, что палестинское государство может появиться на свет лишь благодаря резолюциям европейских парламентов». Элизабет Гигу в свою очередь напомнила, что резолюция депутатов не может служить «предписанием для правительства, конституция не дает такого права. В дальнейшем правительство и президент сами примут решение насчет уместности и времени такого признания». И хотя Франсуа Олланд позволил депутатам провести голосование, это вовсе не означает, что он последует их резолюции на практике. Таким образом, эта инициатива во Франции, а также Великобритании и Испании, носит чисто символический характер. Иначе говоря, парламентарии могут говорить все, что угодно, но решения все равно остаются за правительствами…
25 ноября министр иностранных дел Лоран Фабиус уже подчеркнул, что признание вряд ли возможно на данном этапе: «Если такое государство существует лишь на бумаге, а не в действительности, это ничего не даст палестинцам». «Это в некотором роде однозарядное ружье, — подтверждает слова министра один французский дипломат. — Главный вопрос сейчас выглядит следующим образом: как принести пользу? Череда односторонних признаний за один-два года принесла бы пользу Махмуду Аббасу и палестинцам, но в то же время дала резко отрицательный результат, подчеркнув нашу неспособность изменить расклад и сохранив в силе фикцию о существующих бок о бок государствах».
Наконец, добавят самые большие пессимисты, что вообще принесет признание независимости от новых стран? Раз Палестину уже признали более 130 государств (то есть подавляющее большинство из 193 членов ООН), несколько дополнительных голосов, считают они, никак не отразятся на самом старом конфликте в современной истории.
Что касается возобновления мирного процесса, нет никакой гарантии, что признание станет для него позитивным толчком, учитывая реакцию на него со стороны Израиля. Премьер Биньямин Нетаньяху уже предупредил Париж о том, что «признание палестинского государства Францией станет большой ошибкой». А когда Швеция утвердила аналогичную резолюцию, Нетаньяху обнародовал официальное сообщение, в котором заявил, что «любые односторонние действия не помогают достичь мира, а наоборот лишь отдаляют его перспективу».