Партии власти планомерно зачищают предвыборное поле. От пророссийских оппозиционных партий, которые могут сбить электорат с запрограммированного курса и помешать целенаправленному «Drang Nach Westen» («Натиску на Запад»). А заодно (так утверждают некоторые политологи) — уже запланированному поствыборному переделу власти.
За два дня до выборов при помощи Центризбиркома и Апелляционной палаты Кишинева из игры была выведена «Патрия» Ренато Усатого. Под достаточно надуманным предлогом. Надуманным, потому что озвученные на судебном заседании прегрешения «Патрии» — детский лепет по сравнению с нарушениями, допущенными в ходе предвыборной гонки другими электоральными игроками.
Ворвавшийся в молдавскую политику Усатый своей активностью и вдруг вспыхнувшей популярностью в рядах молдавского электората очень мешал основным электоральным игрокам. И в предвыборных, и в поствыборных раскладах.
«Поздравляю коллег, послов и представителей из дипломатических миссий ЕС, США, ОБСЕ и Российской Федерации с успешным завершением предвыборной кампании в Республике Молдова, — написал на днях на своей вновь открытой в Facebook странице бывший идеолог Партии коммунистов Марк Ткачук, ничуть не поверивший в «озабоченность» посольства США решением Апелляционной палаты Кишинева об отстранении от выборов усатовской «Патрии». — У вас все получилось!».
Серп против колоса
А вот у Партии коммунистов не получилось: убрать с дистанции своего предвыборного клона — ПКРМ-2 (Партию коммунистов-реформаторов Молдавии). Здесь мнение судов и властей разошлось.
Предвыборный период — это не только время пробуждения политических «монстров», но и активизации политической экзотики. ПКРМ-2 — это и есть политическая экзотика. Во-первых, потому что к реальным коммунистам и их программным целям данное политформирование никакого отношения не имеет. Партию коммунистов-реформаторов возглавляет бывший активист Партии социалистов и Гражданского конгресса Руслан Попа.
Во-вторых, потому что ПКРМ-2 — типичный предвыборный фейк, искусственный клон, который после выборов, как все карликовые партии, если не рассосется, то благополучно впадет в анабиоз. До следующих выборов.
На его «фейковость», то есть подделку/фальсификацию/подлог/обман, в первую очередь, указывает полный плагиат. Начиная от аббревиатуры ПКРМ и стилизованной символики — пшеничного колоса, который при комбинации с молотом сложно отличить от серпа, да и вообще, от символики Партии коммунистов. Заканчивая предвыборными обещаниями коммунистического «фальсификата» (так называют ПКРМ-2 в ПКРМ-1).
Перед началом предвыборной кампании политические аналитики предсказывали, как «случайно» расположатся ПКРМ-1 и ПКРМ-2 в избирательных бюллетенях на выборах 30 ноября. По их предположениям, Партию коммунистов-реформаторов в бюллетене обязательно поставят выше Партии коммунистов, чтобы она своим названием и предвыборной символикой вводила избирателей в заблуждение и, тем самым, ухудшила результат коммунистов на выборах.
Так, в принципе, и вышло. У клоновой Компартии шестой регистрационный номер, у коммунистов только тринадцатый.
ПКРМ не раз пыталась устранить своего клона с политического и предвыборного поля. Тем более что нарушение буквы закона при ее регистрации и как партии, и в качестве электорального конкурента — налицо.
Согласно ч. (3) ст. 66 Гражданского кодекса, юридическое лицо не может быть зарегистрировано, если его наименование совпадает с наименованием другого, ранее зарегистрированного юридического лица. А согласно ст. 4 Закона о политических партиях, полное наименование, сокращенное наименование и символика политической партии должны отличаться от наименования и символики других партий, зарегистрированных ранее в РМ. «Не допускается использование партиями одинаковых графических символов независимо от геометрической формы, в которую они помещены», — также гласит данная статья.
Кроме того, как говорилось в обращении в Центризбирком коалиции «Гражданский контроль — Выборы-2014», «районные организации Партии коммунистов-реформаторов учреждены без соблюдения норм закона; в списках партии есть „мертвые души»; дублируются имена членов партии для получения необходимого их количества для регистрации в минюсте и т. д.».
Тем не менее, и минюст, и ЦИК не нашли в регистрационных документах ПКРМ-2 никаких явных нарушений и противоречий действующему законодательству.
23 сентября Апелляционная палата запретила другим партиям, кроме Партии коммунистов, использовать коммунистическую символику, правообладателем которой в Молдавии является ПКРМ. А 4 ноября Апелляционная палата Кишинева удовлетворила иск Партии коммунистов о приостановлении решения минюста о регистрации ПКРМ-2.
«Таким образом, до вынесения судом окончательного решения, деятельность партии, возглавляемой Р. Попой, является незаконной. Помимо этого, так называемые «реформаторы» не имеют права использовать символику, зарегистрированную министерством юстиции. В этой связи Центральная избирательная комиссия обязана исключить вышеназванную партию-»клон» из предвыборной гонки, а неисполнение решения суда будет являться грубейшим нарушением действующего законодательства», — говорилось в заявлении коммунистов по горячим следам.
Однако коммунисты-реформаторы по-прежнему значатся в избирательных бюллетенях. Как и их предвыборный логотип: молот со стилизованным под серп колосом. Учитывая размер предвыборной символики в бюллетене для голосования, отличить серп и молот коммунистов от серпа и колоса коммунистов-реформаторов будет очень сложно, для некоторых избирателей практически невозможно. Впрочем, на это все и рассчитано.
Операция «фальсификация»?
На днях представитель движения «Антимафия» в Центральной избирательной комиссии Николай Рэиляну заявил, что нынешние парламентские выборы, в принципе, уже сфальсифицированы. И Центризбирком активно этому способствовал.
Во-первых, в фальсификации выборов, по его словам, убеждает непомерно большое количество избирателей, включенных в списки для голосования. «Если на выборах в 2005 году в списках было 2,27 миллиона избирателей, то на нынешних — на 1 миллион больше. Откуда появилась эта цифра, если в последние годы рождаемость падает? Это вызывает много вопросов и подозрений в том, что результаты выборов будут сфальсифицированы», — считает Рэиляну.
На парламентских выборах 2010 года было отпечатано 2 миллиона 811 тысяч бюллетеней, а в голосовании, согласно итоговому протоколу ЦИКа, приняло участие 1 миллион 732 тысячи избирателей. На нынешних выборах Центризбирком решил отпечатать 3 миллиона 112 тысяч бюллетеней. Откуда такой значительный рост?
Официальное объяснение председателя Центризбиркома Юрия Чокана о том, что «количество бюллетеней выросло, поскольку есть много молодых людей, проживающих в приднестровском регионе и ни разу не принявших участие в голосовании в Молдавии», не выдерживает никакой критики.
Хотя, по официальным данным, гражданство РМ имеется у 252 тысячи жителей Левобережного региона, как показывает статистика, в парламентских выборах в правобережной Молдавии участвует не больше 10-12 тысяч жителей Левобережного региона.
Второй момент фальсификации, считают эксперты, — это практически полное игнорирование властями российского избирательного направления как «враждебного» европейскому курсу официального Кишинева. В РФ, где проживает и работает наибольшее количество молдавских мигрантов, Центризбирком решил направить только 15 тысяч бюллетеней для голосования из 260 тысяч, отпечатанных для избирательных участков за рубежом.
Первоначально планировалось, что РМ для проведения парламентских выборов за пределами страны откроет 105 избирательных участков. 25 — в Италии, 15 — Российской Федерации, 11 — в Румынии, 6 — США, 5 — Португалии, по 4 — во Франции и Испании, 3 — в Великобритании, по 2 — в Греции, Украине, Германии, Чехии и Турции и т.д.
Однако на заседании 20 октября правительство резко сократило количество избирательных участков в России. Вместо запланированных в постановлении 15 единиц, кабинет министров решил, что для РФ хватит и 5 участков: трех в Москве и двух в Санкт-Петербурге.
Количество молдавских граждан, работающих в России, оценивается примерно в 600-700 тысяч человек. То есть, пропускная способность одного избирательного участка в РФ должна составить 140 тысяч избирателей в день. Для сравнения: в Италии, где проживает и трудится 200-250 тысяч молдавских граждан, 30 ноября будут действовать 25 избирательных участков.
Премьер-министр Юрий Лянкэ в интервью NOI.md на этой неделе заявил, что количество молдавских граждан в России «стало очень спекулятивным вопросом» и что большинство гастарбайтеров из Молдавии в России являются сезонными рабочими и в холодное время возвращаются на Родину.
Однако данная реплика премьера, несмотря на свою кажущуюся логичность, не объясняет, почему в РФ открывается всего 5 избирательных участков, а в Италии 25. Это алогично даже исходя из официальных данных. Согласно официальной информации, представленной МИДом (она приводилась на заседании ЦИКа), в Италии находятся около 150 тысяч граждан РМ, в России — 146 тысяч (!), в Румынии — 11 тысяч. То есть, по логике вещей, в Италии и России должно быть, по крайне мере, одинаковое количество избирательных участков.
Лидер социалистов Игорь Додон утверждает, что такой географический перекос с участками и большее необходимого количества число бюллетеней предприняты именно с целью фальсификации выборов. «Нам уже известны некоторые инструменты, которые задействованы. Сейчас в Италию перевозятся на маршрутках избирательные бюллетени. В ближайшие дни мы представим фотографии, как они перевозятся уже с печатями «VOTAT» напротив правящих партий», — заявил Додон на пресс-конференции во вторник, 25 ноября.
Третьим элементом «массовой фальсификации» предстоящих выборов лидер социалистов назвал «незаконное препятствование властями проведения экзит-поллов 30 ноября». «Прошу вас задайтесь вопросом, почему? Потому что боятся, потому что знают, что эксит-поллы не позволят им впоследствии оправдать массовые фальсификации, которые они готовят», — утверждает Игорь Додон.
Четвертым элементом фальсификации предстоящих выборов эксперты называют значительное количество «мертвых душ», всплывающих в списках избирателей. Практически весь Facebook сейчас пестрит сообщениями возмущенных родственников, которые вдруг обнаруживают в списках избирателей своих родных, умерших или погибших десятки лет назад.
Вот одно из них: «Позвонила тетя, ее сын, который умер в 2006 году, появился в списках на голосование! До этих пор такого не наблюдалось! Тетя активная, пошла звонить и выяснять, каким образом сын вдруг воскрес! Ей объяснили, что списки пришли из Кишинева, и изменить они не имеют права. Дальше — больше. Ее дочь и зять, уже граждане России, тоже в списках. Я тоже хочу встретиться с братом. Хотелось бы узнать точное время явления усопших на избирательных участках!».
Не для таких ли случаев Центризбирком решил заготовить почти на 400 тысяч больше бюллетеней, чем четыре года назад?
При этом представители демократических стран Запада (послы, наблюдатели, многочисленные визитеры) молчат. Странная картина, ведь демократия, свобода выбора и полная корректность при проведении выборов — важнейшие принципы западной демократии. Однако, очевидно, что в случае с Республикой Молдова важна не демократия, а направление движения.