Интриги Владимира Путина гипнотизируют общественное мнение, однако реальность далеко не так блестяща. Давайте разберемся с тем, как все обстоит на самом деле.
Прежде всего, у всех на виду его снимки с обнаженным торсом и в камуфляжных штанах, на рыбалке или на охоте в дремучем российском лесу. Однако этот «Рэмбо из тундры», ходячая реклама какой-нибудь заурядной ростовской «качалки», на самом деле — глава государства. Запад в смятении. Но совершенно напрасно. Честно говоря, ему стоило бы смеяться, потому что это настоящий гротеск. Хоть и с примесью трагедии: Муссолини тоже сделал снимок с голым торсом на комбайне в 1938 году.
Потом, этот трюк с конституцией с 2008 по 2012 год. Раз президент Российской Федерации не имеет права больше чем на два срока подряд, Путин добился избрания Медведева и назначил себя премьер-министром. В 2012 году карты поменяли местами: он снова стал президентом, а Медведев — премьером. Иди Амин Дада одобрил бы. В те же самые годы американцы дважды избрали Барака Обаму, первого цветного президента страны: их политическая система развивается, а российская переживает регресс.
Далее, наводящие столько страха казачьи налеты. Только вот... Южная Осетия — это завоевание крохотной страны с населением в 70 000 человек. Крым же, исконно русская (или татарская) земля, особенно Севастополь, просто вновь вернулся под крыло России: его искусственно присоединили к Украине по решению Хрущева, он провозгласил свою независимость еще в 1992 году и т.д. Поэтому не было никакого смысла отправлять туда войска, тем более без опознавательных знаков, чтобы заставить всех поверить в отсутствие там российской армии.
Затем, Украина. Важнейший вопрос для России. Эта большая страна (по площади превосходит Францию) с населением в 46 миллионов человек непременно должна остаться на ее орбите. Но тут Москву поджидал полный провал: Киев пошел на Запад. Он подписал целый ряд документов с Европейским Союзом, а в парламент избрали прозападных депутатов. Что касается сепаратистского Донбасса, в этом болоте завязли все, в том числе и Россия. Для нее это как гнойный нарыв, который отравляет ей всю жизнь на международной арене.
Кроме того, что бы ни твердили, как попугаи, все обозреватели, итоги кампаний России оказались для Кремля не слишком блестящими: в активе — несколько ухваченных конфетти былой империи, в пассиве — сокращение зоны влияния из-за потери Украины, окончательное крушение репутации правового государства, недоверие со стороны бывших сателлитов СССР и экономическая катастрофа (курс рубля рухнул по отношению к доллару и евро) в связи с западными финансовыми санкциями, утечкой капиталов в десятки миллиардов долларов и т.д. Ну а что же стало символом этой экономической глупости? Принятое Путиным решение об эмбарго на ввоз в Россию продовольственной продукции из Европейского Союза: это в первую очередь означает лишения для его собственного народа. Он говорит о переориентации на Китай, но мы напомним ему, что православная Россия по своему менталитету ближе к Европе, чем к Поднебесной, и что Китай, без сомнения, стремится торговать с самыми богатыми (то есть, с Западом), а не бедными, что перенаселенность однажды может подтолкнуть его к тому, чтобы потребовать для себя жизненное пространство к северу от реки Амур.
Но Запад боится России. Что ж, Запад не прав.
Сначала давайте рассмотрим несколько «макрополитических» моментов. Россия — это переживающее демографический кризис государство с населением в 146 миллионов человек на 2014 год. Ей же, если так можно сказать, противостоят 506 миллионов европейцев в одном государстве, хотя оно и не обладает пока четко выстроенной структурой. Добавьте сюда 316 миллионов американцев, 36 миллионов канадцев, 23 миллиона австралийцев, 4 миллиона новозеландцев и сейчас уже более 40 миллионов украинцев... Соотношение - чем шесть к одному. А на недавнем саммите в Канберре к большой коалиции Запада присоединилась и Япония со своими 130 миллионами.
Ну, а что насчет экономики? В 2013 году ВВП России составил 2,118 триллиона долларов, что немногим больше, чем у той же Канады (1,9 триллиона). У Франции - все уже намного существеннее (2,739 триллиона), и если добавить сюда Германию (3,6 триллиона), получается тот же расклад - шесть к одному. Ну а если приплюсовать США (16,724 триллиона)... На этом фоне Россия — всего лишь нищий с протянутой рукой.
Ну а что же армия? Ах, эта российская армия... Она неизменно проигрывала все войны с 1945 года (Афганистан и первая война в Чечне), с чем и связана потребность утопить крохотных врагов в потоке танков и крови, как это было во время второй войны в Чечне и в Грузии. Из нее слышны все новые истории об избитых и/или пьяных призывниках. Подготовленных по российским методам военных размазали по стенке прошедшие западную школу солдаты (арабо-израильские войны, кампании в Кувейте и Ираке).
А как же флот? У него не осталось военных традиций. Последним крупным событием стало Цусимское сражение с японским флотом в 1905 году. Сегодня в его распоряжении имеется всего один авианосец с водоизмещением в 46 000 тонн, способный разместить 30 самолетов. У американского флота есть 13 авианосцев (девять из них атомные): каждый из них обладает водоизмещением в 100 000 тонн и способен перевозить около 100 самолетов. К этому также стоит прибавить 12 штурмовых вертолетоносцев. Россияне же покупают у нас «Мистрали».
Как кажется, Россия перевооружается. Ну, так успехов ей! По данным Стокгольмского института исследования проблем мира, оборонные бюджеты на 2014 год выглядят следующим образом: Россия — 87,7 миллиарда долларов, Франция — 61,2 миллиарда долларов, Германия — 48, 8 миллиарда долларов. Таким образом, Германия и Франция в совокупности обходят Россию. То же самое относится и к их населению: 66,6 миллиона у Франции и 82,6 миллиона у Германии). Так что вдвоем эти страны сильнее России. А если приплюсовать США с бюджетом в 640 миллиардов долларов и населением в 316 миллионов? Если бы не ядерные силы, Россия поистине была бы бумажным медведем.
Так, что же обо всем этом думать? Все выглядит как нельзя серьезно. По мнению стокгольмских специалистов, число «развернутых» (то есть, готовых к применению на ракетах и в пусковых установках) ядерных боеголовок достигает в Российской Федерации 1 800 единиц. А это очень немало. Для сведения, у США, Франции и Великобритании в общей сложности имеется 2 600 единиц. Однако правда в том, что даже одной стратегической подлодки достаточно, чтобы перечеркнуть этот имеющийся у России относительный перевес в соотношении сил.
В таких условиях вся жестикуляция и, казалось бы, хитрые трюки Владимира Путина выглядят совершенно нелепо. Он верит в воссоздание огромной империи. Но получается, что он просто похож на топающего ногами ребенка в окружении взрослых. Поэтому нам пора напомнить ему об этом, отвесить подзатыльник и прекратить вестись на страшилки СМИ. Хотя, конечно, недооценивать противника тоже не стоит. Международная политика — это, безусловно, очень тонкая материя, однако складывается впечатлением, что мы переоцениваем недоцаря Владимира, приписываем ему несуществующие качества и отдаем незаслуженные победы.