Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

1989 год, конец утопии

© East News / Antonelo Nusca/PolarisПадение Берлинской стены
Падение Берлинской стены
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Падение Берлинской стены — одно из ярчайших событий 1989 года. Однако много другого произошло в том 1989 году, который приобрел в истории какое-то особенное значение. Диктаторские режимы в Восточной Европе рухнули, на площади Тяньаньмэнь юноша встал на пути танка, дело кубинских военных 1989 года показало, что кубинская революция основана на страхе.

Гавана — Наблюдая за глубинными изменениями, которые четверть века тому назад стали происходить в мире, и прежде всего в так называемом «социалистическом лагере», никто не мог предположить, что в 2014 году наша действительность будет по-прежнему представлять собой постоянный заговор, который называется кубинской революцией, пребывающей в бесконечной агонии. А нашей страной по-прежнему будут управлять двое непотопляемых сатрапов, загоняя ее все дальше в пучину катастрофы. В мире происходят глубинные изменения, а мы все больше от него отстаем.

Хотя падение Берлинской стены войдет в историю прежде всего как символ краха коммунизма — секулярной религии нашего времени, во многом определявшей судьбы мира в течение полувека — в том удивительном 1989 году также произошел ряд других важных событий. Это было преддверие последней декады XX века, периода глубочайших преобразований в современной истории. Никогда ранее за столь короткий отрезок времени в мире не происходили столь значительные изменения.

Берлинская стена, которую в Западной Германии считали «стеной позора», в ГДР со смешным цинизмом называли «стеной защиты от фашизма», поскольку СССР заявил, что она была возведена с целью защиты от фашизма населения ГДР, решившего строить социалистическое государство. Хотя было совершенно очевидно, что единственной целью строительства стены было не допустить массовый исход жителей в ФРГ. Празднуя в 2009 году двадцатилетие падения стены, толпа радостных немцев символически обрушила стену из двухметровых пенопластовых плит, выставленных в виде домино как раз в том месте, где находилась стена позора.

Недавнее празднование 25-й годовщины этого события прошло с еще большим размахом.

Однако много другого произошло до и после падения стены в том 1989 году, который приобрел в истории какое-то особенное значение. Например, в тот самый год Михаил Горбачев стал проводить в жизнь так называемую доктрину Синатры, то есть, внешнеполитического курса, характеризующегося отказом от удержания любой ценой в сфере своего влияния восточноевропейских и иных зависимых от СССР стран. Это признание политической независимости создало условия для скоротечных революций в Центральной и Восточной Европе. Почти все они носили мирный характер, и мир после них уже стал иным. Смена режимов в странах социалистического лагеря произошла столь молниеносно, что, например, в Чехословакии Вацлав Гавел (Václav Havel) за короткое время перебрался из тюрьмы в президентское кресло. Единственной страной, где революция в 1989 году сопровождалась насилием, стала Румыния. Она завершилась расстрелом президента Николае Чаушеску (Nicolae Ceauşescu) и его супруги.

«Неизвестный бунтарь»: человек, в течение получаса сдерживавший колонну танков на площади Тяньаньмэнь, 5 июня 1989 года


Особенно потрясли мир в том необычном году требования демократических реформ, звучавшие во время многотысячных митингов протеста на площади Тяньаньмэнь. Сколь бы удивительным ни был крах коммунизма в Европе, но в КНР никогда не было столь массовых выступлений. А потом мировая общественность с ужасом наблюдала за реакцией властей, потопивших в крови народные выступления. И все же, фотоснимок, ставший символом бесстрашного и отчаянного сопротивления, облетел тогда весь мир: молодой человек, вставший на пути танковой колонны. Ему удалось сдержать ее продвижение на полчаса, пока его самого не увели оттуда.

Следует напомнить, что завершившийся к тому времени вывод советских войск из Афганистана стал началом жуткого кризиса в этой центральноазиатской стране, в результате которого к власти пришли талибы. Затем, как мы знаем, стала раскручиваться зловещая спираль исламского терроризма, оказавшего наибольшее воздействие на ход мировых событий после краха коммунизма. Но вывод войск способствовал и тому, чтобы состоялось еще одно важное событие года: встреча на высшем уровне на Мальте, где советский руководитель Михаил Горбачев и президент США Джордж Буш (George H. W. Bush) официально объявили о прекращении холодной войны.

Однако все эти крупные события не обошли стороной и наш континент. Для Латинской Америки тот 1989 год тоже стал особым. В феврале был свергнут парагвайский диктатор Альфредо Стресснер (Alfredo Stroessner), а вскоре в Чили и Бразилии вновь восторжествовала демократия. В конце года война ненадолго омрачила горизонт Панамы, когда в результате решительной операции армии США был смещен с должности и арестован международный преступник, генерал Мануэль Антонио Норьега (Manuel Antonio Noriega).

На Кубе летом того же года Фидель Кастро (Fidel Castro) устроил судебный процесс в отношении Национального героя генерала Арнальдо Очоа (Arnaldo Ochoa), в результате которого все обвиняемые были расстреляны по обвинению в наркоторговле и измене родине. Начиная с этого момента, страна стала погружаться во всеобъемлющий кризис, который через пять лет, в августе 1994 года вылился в беспрецедентные по масштабу уличные беспорядки в Гаване, получившие название Maleconazo.

С другой стороны, следует помнить, что конец 80-х прошел в нашей стране под знаком гласности и перестройки, развернувшихся в Советском Союзе и наводивших страх на кубинскую тиранию. Одновременно эти процессы вселяли огромную надежду, прежде всего, в молодежь, поверившую в то, что начинается эпоха глубоких преобразований. Новые деятели искусства стали осуществлять интереснейшие проекты.

Это были годы Уличного искусства (Arte Calle), которое своей заразительной смелостью значительно обогатило нашу культурную панораму с 1986 по 1989 год. Появились новые творческие коллективы и художественные проекты, немало напугавшие власть.

Как мы знаем, все ожидания оказались напрасными. Режим остался непоколебимым, оставив лишь два выхода: молчание или эмиграцию.

В любом случае, очевидно, что наступило начало конца этой утопии XX. В одном из анекдотов известный остряк Пепито, который по-прежнему жив, несмотря на все беды, заявил, что если бы политики при проведении своего коммунистического эксперимента пошли по пути ученых, то наверняка сначала попробовали бы на крысах! Как бы там ни было, после того необычного 1989 года стало очевидно, что коммунизм создан не для человеческой природы.

Эрнесто Сантана Сальдивар родился в 1958 году в Пуэрто Падре, провинция Лас Тунас. Окончил Педагогический институт имени Энрике Хосе Вароны (Enrique José Varona) по специальности испанский язык и литература. Был литературным сотрудником радиостанций Radio Progreso, Radio Metropolitana и Radio Arte. Член Союза писателей и деятелей искусств Кубы. Лауреат ряда наград и премий в области литературы.