Накануне мне встретился один комментарий, автор которого отмечал: кризис в России не ранит Путина, а, напротив, усиливает позиции российского лидера. Поддержку находят даже его выступления на тему «ксенофобии» и «внешних сил».
Как и все автократические лидеры, которые обнаруживают свою сущность, когда дела в стране идут не гладко, словно бы все эти годы страной руководил другой какой-либо человек, Путин накануне заявил буквально следующее: «Прошу Банк России и правительство принять меры по устранению спекулянтов на валютном рынке». Однако проблема — вовсе не в некой «кучке» спекулянтов.
Ситуация, заставившая российского лидера (которого, по опросам общественного мнения, поддерживают более 70% россиян) произнести эти слова — резкое падение курса российской национальной валюты относительно доллара. Если в июне этого года один доллар был равен 30 российским рублям, то минувшим днем доллар стоил уже 55 рублей. Иными словами, за последние шесть месяцев курс российской валюты упал на 80 с лишним процентов.
На фоне колебаний глобальной ликвидности России удавалось скрывать то, что при несовершенстве структуры экономики и возникающих в этой связи проблемах она не сможет стать демократическим правовым государством. Так продолжалось до тех пор, пока не была оккупирована Украина, аннексирован Крым, не упали цены на нефть. В дальнейшем в силу торговых эмбарго и финансовых ограничений США и Европы экономика России стала постепенно скатываться в изоляцию. Все давно ожидали замедления темпов роста китайской экономики, но как только в начале сентября началось падение цен на нефть, все более пессимистичными стали и прогнозы по поводу перспектив экономики России, экспорт и бюджет которой зависят от нефти. Как следствие — упал рубль.
Российский лидер, который накануне говорил о планах по импортозамещению, возложил вину за все экономические, политические шаги и ошибки на внешние силы и спекулянтов, как это обычно бывает в странах, где парализованы или вовсе отсутствуют демократические механизмы подотчетности власти.
Кроме того, российский президент предложил «амнистию капиталов» с целью возвращения в страну денежных средств, находящихся за границей. Только в этом году отток капитала из России, по грубым подсчетам, составил 100 миллиардов долларов. В связи с этим вопрос, который необходимо задать российскому лидеру, должен заключаться в том, по каким причинам эти финансы покинули страну? Разве эти причины уже устранены? Зачем тогда капиталам возвращаться по амнистии?
Накануне вчерашнего выступления Владимира Путина в финансовых кругах говорилось о том, что Россия постепенно приближается к тому, чтобы ввести контроль за движением капитала.
Благодаря высоким ценам на нефть на протяжении последних 15 лет, доход на душу населения в России возрос, грубо говоря, с четырех тысяч долларов в 2000 году до семи тысяч долларов в 2013 году, а безработица сократилась приблизительно с 10% до 6%. Таким образом, магическая сила России — в бюджете и источниках его доходов.
В 2013 году экспорт нефти России составил 280 миллиардов долларов. Если в этом году она экспортирует ровно такие же объемы нефти, а цена на этот ресурс на протяжении 2015 года будет составлять в среднем 65 долларов за баррель, тогда нефтяные доходы России сократятся до 170 миллиардов долларов. 5% национального дохода — это ощутимая потеря.
В российском бюджете доходы от нефти составляют 45% всех бюджетных доходов. При подготовке бюджета на 2015 год за основу была взята цена в 100 долларов за баррель. Если в течение всего следующего года цена будет сохраняться на уровне 65-70 долларов, Россия будет вынуждена пойти на сокращение бюджетных расходов или растрату международных резервов. Сегодня отмечается, что они могут сократиться, как минимум, на 75 миллиардов долларов. Согласно заявлению министра финансов РФ Антона Силуанова, из-за падения цен на нефть российская экономика потеряет 90-100 миллиардов долларов. Даже в краткосрочной перспективе нельзя назвать эту картину обнадеживающей.
На сегодняшний день золотовалютные резервы России сократились до 420 миллиардов долларов. За один декабрь Россия должна будет выплатить для покрытия внешнего долга 35 миллиардов долларов. Валовые валютные обязательства — 680 миллиардов долларов. Сообщается, что на долги, срок погашения которых подойдет в ближайшее время, уйдет не более 150 миллиардов долларов. В случае сохранения или еще большего ужесточения ограничений и санкций со стороны США и ЕС отток капитала из России ускорится еще больше. Тогда углубления кризиса не избежать — что неизбежно отразится на обстановке внутри страны.
На этом фоне Путин прилагает активные усилия к тому, чтобы найти себе партнера.