Мир не черно-белый, хотя порой таким кажется. Любимец западных политиков и СМИ, а в прошлом олигарх, который, стоит это признать, как и многие другие, был причастен к массовому хищению имущества во времена Ельцина — лишь с той разницей, что «хапнул» чуть больше других и его поймали, выступил с резкой критикой санкций.
В своей стране он не значит ничего и, хотя я и не хочу умалять его энергии, вероятно, он просто не сможет никогда стать успешным политиком в России, как и другие представители поколения дикого либерализма, в который когда-то, как в грязь, окунулась Россия.
Но, несомненно, это один из тех россиян, который составляет слабое меньшинство в российском обществе и ненавидит Путина, но, в отличие от полоумных мечтателей типа профессора Зубова, понимает русскую душу.
После года санкций, после серьезных экономических проблем, которые усугубило резкое падение цен на нефть, Россия должна бы пасть на колени, а Путин мог бы приползти к Меркель на коленях, прося о снисхождении.
Но результат прямо противоположный: инфляция растет, товары дорожают, а надежд на скорую перемену нет. Все это сопровождается воинствующей риторикой Туска, Меркель, Байдена, всего НАТО и ЕС... А у Путина — невероятная популярность у 88% российского населения.
Но в то время как на западном фронте население, да и часть политиков, переживает дикий восторг по поводу антироссийской кампании, а в самой Германии 40% немцев поддерживают действия Путина на Украине, и партии Alternative für Deutschland и левые Die Linke «отбирают» голоса у коалиции CDU/CSU — SPD, Россия крепка и едина как никогда.
И как заявил Михаил Ходорковский в своем выступлении перед Комитетом по международным делам Европейского парламента, краткосрочный и весьма сомнительный эффект, который может быть достигнут с помощью санкций в ближайшее время, в долгосрочной перспективе может обратиться в стратегические минусы. «Нельзя отпугивать российский народ от Европы».
И в этом вся суть: ввиду того, что россияне почти на 90% отождествляют себя с Путиным, они и санкции рассматривают как агрессию против них самих. Сегодня Запад для них, с психологической точки зрения, является большим врагом, чем, вероятно, во времена Брежнева. А главное, Запад — это врагом реальный.
Геополитический конфликт вокруг страны, которая за 25 лет своего существования не смогла самостоятельно встать на ноги и через год после Майдана пребывает в безвыходной экономической и социальной ситуации, на исправление которой, наверное, не хватит и десятка лет, превратился в спор «кто кого»…
Это уже даже не холодная война — это уже начальная стадия войны реальной.
Так что, Запад, попробуй задуматься над словами такого антипутинского Ходорковского… Не доводи до крайности… Россия не поддастся ни на какие санкции.
А дальше — только жестокая война и тысячи мертвых в лучшем случае, а в худшем — война мировая.