Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Что сулят перемены на нефтяном рынке?

Резкое падение цен на нефть стало ключевым событием на финансовых рынках за последний квартал

© East News / AP Photo/Ana Maria OteroДобыча нефти в Венесуэле
Добыча нефти в Венесуэле
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Резкий спад цен на нефть серьезно осложняет ситуацию в России. Быть может, давление граждан в связи с падением покупательной способности и курса рубля заставит Владимира Путина смягчить позицию по Украине, чтобы тем самым добиться снятия санкций? Или же он предпочтет и дальше разжигать национализм и нагнетать ситуацию с непредсказуемыми последствиями?

Анализ недавних событий и размышления по поводу экономических, финансовых и геополитических последствий того, что некоторые уже называют «новой нормой» нефтяного рынка.

Избыточное предложение

По мнению большинства наблюдателей, резкая коррекция цен стала в первую очередь результатом избыточного предложения. Активный рост поступлений из новых источников в Северной Америке (битуминозные пески, сланцевые породы) до недавнего времени не отражался на ценах. Дело в том, что он совпал со спадом производства в целом ряде стран по причине конфликтов и эмбарго (Ирак, Ливия, Иран...). Более быстрое, чем ожидалось, восстановление мощностей в Ливии и Ираке в конечном итоге нарушило сформировавшийся на рынке баланс спроса и предложения.

Искрой в этой пороховой бочке стали три фактора.

Во-первых, это снижение спроса. В конце лета прошла новая волна пересмотров (разумеется, в сторону понижения) перспектив экономического роста (в первую очередь, в Европе), что продемонстрировало излишнюю оптимистичность прогнозов спроса на энергоносители в мире.

Во-вторых, это мощная тенденция к росту доллара на фоне хороших перспектив американской экономики и различий в циклах валютной политики (ее ужесточение в США против все большего смягчения в Японии, Европе и даже Китае). Цена барреля обычно выставляется в долларах и в этой связи обратно пропорциональна курсу американской валюты.

В-третьих, причиной новой волны снижения в ноябре стало отсутствие реакции ОПЕК во главе с Саудовской Аравией. Не будем останавливаться на возникших вокруг саудовской стратегии теориях заговора, но отметим, что заседание картеля не привело к ожидаемому на рынках снижению квот на добычу.

Если цены стабилизируются у текущей отметки в 60-70 долларов, то можно будет составить первый список последствий:

Растущие расхождения в экономической динамике развивающихся стран

Хотя инвесторы зачастую рассматривают развивающиеся рынки как некую однородную группу, им свойственны все большие и большие различия. Устойчивое снижение цен на нефть еще больше усилит эту тенденцию.

В числе проигравших окажутся в первую очередь Россия и Бразилия, которые уже страдают от существенных структурных проблем. Нынешний спад, который еще больше обостряется потерей доверия рынков к их валюте, пришелся на как нельзя более неудачный момент.

В наиболее выигрышном положении оказывается Китай. Снижение цен позволит ему использовать огромные валютные ресурсы для накопления ощутимых резервов.

Позитивная динамика, которая наблюдается в Индии с момента избрания Нарендры Моди, тоже должна будет набрать обороты. Сейчас у государства появится возможность сократить субсидирование топлива и высвободить тем самым ресурсы для исправления недостатков в инфраструктуре страны. Те же самые положительные изменения возможны на Филиппинах, в Индонезии и Турции.

Развитые страны ждет подъем потребления...


Некоторые беспокоятся о том, что снижение цен может повлечь за собой дефляцию в сгибающихся под долговой нагрузкой государствах, которые отчаянно стремятся к инфляции. На самом же деле оно станет глотком свежего воздуха для экономического роста этих зон, главной движущей силой которого неизменно остается потребление.

В первую очередь это относится к США. Бензин там не облагается такими налогами, как в Европе, и его цены предельно чувствительны к колебаниям нефтяных котировок. Поэтому недавний спад означает существенное облегчение финансовой нагрузки для американских семей (более 100 миллиардов долларов за год, в среднем 500-600 долларов на семью). Это прекрасная новость для среднего класса, который мало что получил от посткризисного подъема в отличие от элиты и держателей финансовых активов.

...и потенциальный спад американских инвестиций


По разным оценкам, около тети частных инвестиций крупных предприятий из рейтинга S&P500 приходится на энергетический сектор. Именно он является главным инструментом создания новых рабочих мест после кризиса 2008 года. Хотя оценки себестоимости производства американской нефти варьируются в зависимости от источника, падение цены ниже 60-долларовой отметки, безусловно, повлечет за собой снижение существующих темпов разведки и производства в США и Канаде.

Усиление геополитических рисков

Главным источником доходов стран-производителей в Африке и на Ближнем Востоке служит нефтяная и газовая манна. Именно она сейчас покрывает расходы бюджета, которые в последние годы только растут. Социальные программы стали ответом авторитарных режимов на волну «арабской весны» и сейчас служат важнейшим залогом сохранения хотя бы видимости стабильности.

По данным МВФ, при существующих объемах добычи предельный уровень цен для бюджетов большинства этих стран составляет более 100 долларов за баррель.

Хотя Саудовская Аравия сможет продержаться не один год благодаря накопленным огромным резервам, этого никак не сказать об Иране, Нигерии и Алжире (порог равновесия в ˃110-130 долларов за баррель). Бюджетные трудности делают перспективы тем более тревожными, что эти государства испытывают на себе угрозу со стороны различных радикальных исламистских групп (Боко Харам, Исламское государство...).

Кроме того, резкий спад цен серьезно осложняет ситуацию в России. Быть может, давление граждан в связи с падением покупательной способности и курса рубля заставит Владимира Путина смягчить позицию по Украине, чтобы тем самым добиться снятия санкций? Или же он предпочтет и дальше разжигать национализм и нагнетать ситуацию с непредсказуемыми последствиями?

Ослабление финансов многих стран с неустойчивой ситуацией в связи со снижением котировок черного золота становится фактором усиления геополитических рисков. В перспективе это может отрицательно отразиться на предложении и, как ни парадоксально, поднять цены.

Давление на нефтяной сектор

На рынках ценных бумаг и кредитования инвесторы быстро утратили интерес к нефтяному сектору, который обычно высоко ценился за регулярную выплату дивидендов. В этой связи в ближайшие месяцы могут обрисоваться две тенденции:

Во-первых, это увеличение вероятности серьезного ослабления предприятий отрасли. Прежде всего, под удар попадает сектор так называемых мусорных североамериканских облигаций. С 2009-2010 годов он стал главным каналом финансирования для предприятий средней руки, которые занимаются разработкой нетрадиционных месторождений (сланцы, битуминозные пески...). Самые большие риски возникают для предприятий с большой задолженностью и высокой стоимостью добычи.

Во-вторых, это возвращение к концентрации активов (слияния-поглощения). Этот процесс уже сейчас наблюдается в сфере нефтяных услуг, главным образом в цепочке добавленной стоимости. Второе и третье по значимости предприятия сектора, американские Halliburton и Baker Hugues, недавно объявили о сближении. Объединение активов и рационализация расходов должны помочь справиться со спадом на рынке.

Иссушение потока нефтедолларов. Высокий уровень цен последних десяти лет позволил Саудовской Аравии и микромонархиям Персидского залива накопить огромные валютные резервы, которые затем частично инвестировались на мировых рынках государственными фондами (покупка государственных и частных облигаций, престижной недвижимости, акций и даже футбольных клубов). Хотя каналы ликвидности Банка Японии и ЕЦБ останутся полностью открытыми еще несколько месяцев, относительное ослабление потока нефтедолларов становится источником валютных ограничений, что особенно важно на фоне решения Федеральной резервной системы покончить с собственной политикой выкупа активов.

С учетом движения подобных масштабов волатильность и нервозность сохранятся на нефтяном рынке в ближайшие недели или даже месяцы. Позиция Саудовской Аравии с одной стороны и ход переговоров по иранскому атому представляют собой две ключевых переменных в краткосрочной перспективе. Так, достижение договоренности позволило бы Ирану возобновить экспорт нефти, что еще больше бы усилило давление на цены при отсутствии сокращений со стороны других производителей.

Несмотря на все опасения, сейчас большинство на рынке пришло к консенсусу о новом устойчивом равновесии в районе 60-70 долларов. Как бы то ни было, его аналитические способности все же вызывают сомнения. Ведь еще не так давно вокруг было не продохнуть от статей и заметок на тему «пика нефти»...