На резолюцию американского Конгресса, призывающую президента Барака Обаму позволить военную помощь Украине в размере около 350 миллионов долларов, можно смотреть по-разному. Например так, что ситуация в Восточной Украине, как кажется, несколько успокаивается, так зачем же подкидывать пороха в затухающий огонь?
Можно также услышать, что это неуместное вмешательство в конфликт, разворачивающийся далеко от американских границ. Конечно, это мнение подкрепляют аргументы, которые мы уже слышали в последние месяцы, о том, что у США на Украине какие-то свои стратегические интересы, с которыми России пришлось столкнуться.
Другой стороной медали является аргумент о том, что Украина — суверенное государство, которое имеет право получать оружие для собственной обороны откуда угодно. И если бы Украина была вооружена современными видами оружия еще тогда, когда путинский режим планировал аннексию Крыма и дестабилизацию Восточной Украины, Москва бы серьезнее задумалась, нужно ли ей подобное «приключение».
Кроме того, украинские политики могут привести довольно убедительные аргументы из прошлого. Если бы в 1994 году Украина не поддалась международному давлению и не отказалась бы от ядерного оружия в пользу России, которая в обмен на то, что именно она станет наследником СССР, имеющим ядерное оружие, гарантировала территориальную целостность Украины, то сегодня она была бы в другом положении. Начать конфликт с государством, обладающим ядерным оружием, - рискованнее, чем конфликт с плохо вооруженной страной.
Иными словами, в современном мире быть хорошо вооруженным или интегрированным в какой-нибудь сильный военный альянс, пожалуй, имеет больший смысл, чем полагаться на словесные гарантии непредсказуемых соседей.
Обама будет стоять перед очень трудным выбором. Если американское оружие будет использоваться в основном наступательными силами, стремящимися завоевать украинскую территорию в Восточной Украине, то может последовать трудно контролируемая эскалация конфликта с Россией. Возможное военное поражение сепаратистских республик и их включение в состав Украины силой были бы равны полному поражению Путина и его политики. Тогда Россия может повести себя, как зверь, загнанный в угол, и перейти в контрнаступление.
Если оружие будет поставлено для того, чтобы его использовали в первую очередь для модернизации украинской армии на случай, если Россия в будущем захочет расширить «сепаратистские» тенденции и за границами сепаратистских республик, то это несколько другое дело. Поставки современного оружия для возможной будущей обороны Украины вряд ли кто-то возьмется оспаривать, кроме России. А Россия, конечно, будет критиковать любое военное укрепление Украины.