Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Российский кризис: худшее еще впереди

Атака на рубль может быть чем-то большим, нежели спекуляцией инвесторов, которые хотят поскорее заработать.

© East News / AP Photo/Pavel GolovkinЗдание Центрального банка в Москве
Здание Центрального банка в Москве
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Вызвавшее недоумение повышение ключевой ставки Центробанком России с 10,5% до 17% не смогло остановить очередного падения российской валюты в этот вторник, когда в ходе напряженных торгов рубль обновил исторический минимум по отношению к доллару. Это повергло в ужас инвесторов, ожидающих, что следующим шагом правительства может стать введение контроля за движением капитала.

Вызвавшее недоумение повышение ключевой ставки Центробанком России с 10,5% до 17% не смогло остановить очередного падения российской валюты в этот вторник, когда в ходе напряженных торгов рубль обновил исторический минимум по отношению к доллару. Это повергло в ужас инвесторов, ожидающих, что следующим шагом правительства может стать введение контроля за движением капитала.

На валютных торгах в минувший вторник рубль потерял 30% своей стоимости по отношению к доллару. По максимальным показателям дня доллар можно было обменять на 80 рублей.

Сегодня свободное падение рубля, даже несмотря на резкое повышение ключевой ставки, свидетельствует о том, что худшее еще впереди, а атака на рубль может быть чем-то большим, чем спекуляцией инвесторов, которые хотят поскорее заработать.

По мнению аналитиков, российский валютный кризис — это порождение пессимизма в отношении основ российской экономики. Многие склоняются к тому, что меры, принятые не только ЦБ, но и правительством в целом, включающие в том числе и перераспределение государственных расходов, были не достаточно радикальными и эффективными для того, чтобы вернуть доверие рынка.

Валютный стратег французского банка Société Générale в Нью-Йорке Себастьян Гали (Sebastien Galy) согласился ответить на наши вопросы и объяснил, что, если бы речь шла исключительно о спекулятивной атаке, резкое повышение ключевой ставки Центробанком России спровоцировало бы серьезные убытки для спекулянтов, которые оказались бы вытеснены с позиций тех, кто играет на повышение доллара, и покинули бы рынок, сбалансировав таким образом российскую валюту.

«Тот факт, что курс рубля продолжает падение до минимальных отметок, вместо того чтобы стабилизироваться по отношению к доллару после резкого повышения основных процентных ставок, указывает на наличие еще неудовлетворенного спроса на продажу российской валюты, особенно у компаний и управляющих активами, которых, очевидно, не удовлетворяет направленность экономических мер, принятых российскими властями », - добавляет Гали.

Систематическая потеря доверия международных инвесторов в отношении правительства и ЦБ России наблюдается с тех пор, как стало проявляться негативное воздействие на российскую экономику санкций, введенных в связи с украинским кризисом, а также после резкого падения цен на нефть, экспорт которой приносит российскому правительству почти половину выручки. С июня цена на нефть упала на 40%.

В ноябре ЦБ России капитулировал и перестал контролировать курс своей валюты, объявив о расширении валютного коридора. Это произошло во многом потому, что в октябре для поддержания рубля Банку России пришлось потратить 30 миллиардов долларов из своих валютных резервов. В текущем году эти резервы значительно сократились и сейчас должны составлять менее 400 миллиардов долларов, что заставляет многих инвесторов насторожиться.

Однако принятые меры не смогли вернуть доверия. Чтобы избежать истощения валютных резервов, правительство решило повысить ключевую ставку, пытаясь тем самым сдержать воздействие, оказываемое стремительным обесцениванием рубля, а именно подорожание товаров и услуг. Инфляция в России в этом году достигнет 10%.

С другой стороны, решение играть на повышение базовой процентной ставки обусловлено существенным риском рецессии. До повышения процентных ставок, правительство России прогнозировало нулевой рост валового внутреннего продукта (ВВП) в 2015 году, однако этот прогноз был оптимистичным по сравнению с оценками рынка, сложившимися на тот момент.

Так, рейтинговое агентство Moody ’s месяц назад прогнозировало сокращение российского ВВП на 1% в 2015 году. Deutsche Bank предсказывал снижение на 0,9%. А консультанты Oxford Economics оценивали падение российской экономики в следующем году на 3%.

Теперь, с увеличением стоимости денег в результате высокой ключевой ставки, кредитование может уменьшиться, что повлечет за собой снижение экономической активности. Не говоря уже о том, что с подпорченной репутацией, правительству вряд ли удастся избежать снижения доверия потребителей и предпринимателей. В 2015 инвестиции без сомнения сократятся.

В своем выступлении на одном из государственных телеканалов глава ЦБ Эльвира Набиуллина попыталась успокоить рынок, встревоженный повышением ключевой ставки, и заявила, что рубль недооценен после последовательного падения по отношению к доллару. Но пользы от этого немного. Также не дало желаемого эффекта ее заявление о том, что ЦБ не планирует введение каких-либо «административных ограничений» для валюты, то есть контроля за движением капитала.

У рынка остаются сомнения, и они не в пользу России.

Насколько еще может упасть рубль по отношению к доллару?

Валютный аналитик британского банка, который попросил не называть его имени, сказал, что ответ на этот вопрос дать легко, когда валюта переоценена или обладает высокой стоимостью по отношению к доллару. «Но трудно предсказать, насколько еще рубль может упасть, так как это будет зависеть от новых, более обширных экономических мер, которые правительство будет вынуждено объявить, вплоть до реформирования», — заявил он. «Пока не будут объявлены меры, благоприятствующие рынку, положение России останется уязвимым».

В отсутствии видимой перспективы стабилизации кризиса российской валюты, самым тревожным остается вопрос о том, насколько убытки могут сказаться на других развивающихся рынках? Не только в Восточной Европе, с которой Россия поддерживает наиболее тесные экономические связи, но и в других регионах, таких, как Бразилия, рынки могут пострадать в результате сокращения потоков капитала иностранных инвесторов, которые устремятся под защиту более надежной валюты — доллара.