Экономический кризис, разразившийся в России вслед за падением цен на нефть, осложнил положение турецких компаний, осуществляющих экспорт и вкладывающих деньги в Россию. Убытки экспортеров, реализующих рублевые расчеты с Россией, составляют порядка 25%.
Для Турции Россия — один из крупнейших внешнеторговых рынков и поставщиков природного газа. Экономические проблемы в России вызвали беспокойство турецких компаний, ведущих бизнес с этой страной, сегодня они с тревогой наблюдают за происходящими в России событиями. За последние десять лет объем прямых инвестиций Турции в Россию составил 750 миллионов долларов, товарооборот между двумя странами превысил 30 миллиардов долларов. Среди компаний, которые совершают номинированные в рублях торговые операции, лидируют производители продовольствия и текстиля.
«До нас стала доходить информация о банкротстве некоторых российских импортеров, в расчетах с которыми мы используем российский рубль, — сообщает заместитель председателя Ассамблеи экспортеров Турции Мустафа Чикырыкчиоглу (Mustafa Çıkırıkçıoğlu). — Наши экспортеры не могут получить деньги за произведенную продукцию. Поэтому сейчас мы сталкиваемся с серьезными рисками. Сотрудничество со страной, обладающей столь сильной экономикой, должно приносить пользу. Но если ее экономика ослабевает, мы, конечно, остаемся внакладе». Как сообщает председатель правления Anadolu Grubu Тунджай Озильхан (Tuncay Özilhan), в России сейчас пытаются принять меры экономии, включая сокращение рабочих мест. Отвечая на вопросы Bloomberg HT, Озильхан отметил, что у их компании нет рублевых задолженностей в России. Нынешняя динамика курса российской валюты ведет к сокращению спроса, подчерквает Озильхан. Далее он добавляет: «Мы ожидаем, что в 2015 году в России произойдет сокращение рынка, и принимаем соответствующие меры».
Фатих Маджит (Fatih Macit) (отделение экономики, Университет Сулеймана Шаха) обеспокоен тем, что события в России, а также повышение процентной ставки в Бразилии до 11,75% негативно скажутся на потоках капитала в Турцию. Падающие цены на нефть, полагает Маджит, сократят дефицит платежного баланса Турции, а, следовательно, потребность в его финансировании. По этой причине эффект от событий, которые могли бы повлечь за собой повышение процентных ставок в Турции, будет ограниченным. Тем не менее при некотором смягчении, которое падающие цены на нефть создадут для дефицита текущего счета и инфляции, все менее реалистичным выглядит прогноз, связанный с возможным понижением процентных ставок в начале 2015 года. «Эти обстоятельства уменьшают вероятность того, что в следующем году экономика, темпы роста которой за последние два квартала года несколько замедлились, пойдет на поправку при сохранении внутреннего спроса. Если цены на нефть продолжат снижение, то ослабление рубля и понижение ставок в Турции окажут негативное влияние на экспорт Турции в Россию», — подытоживает Маджит.
2015 год будет сложным для Турции
Рамазан Таш (Ramazan Taş) (отделение экономики, Университет Сулеймана Шаха) оценивает события в России через призму шагов, предпринимаемых в Турции. Эксперт обращает внимание на ту закономерность, что повышение процентных ставок происходит в зависимости от риска, с которым та или иная страна сталкивается на международной арене. По мнению Таша, ставки повышаются по мере обострения риска в такой области, как развитие демократии и свобод. Именно в этом направлении развиваются сегодня события в России, считает Таш. «Россия не выполнила своих обязательств на Украине. Ей приходится расплачиваться за это. Она попыталась поглотить Украину на глазах у всего мира. Но глобальная система показала, что ей придется дорого заплатить за это. Мы вступаем в сложный период и в нашем регионе, и в нашей стране. 2015 год будет трудным для Турции. Поэтому нашей стране необходимо начать все с белого листа, обеспечив мир и согласие внутри страны. Турция должна вновь стать демократическим, правовым государством, этически развитым обществом».
Комментируя ситуацию с курсом турецкой лиры через Twitter, руководитель кафедры финансов Университета Сабанджи Озгюр Демирташ (Özgür Demirtaş) связывает этот вопрос с потрясениями внутри России. Упоминая о заявлении министра экономики Турции Нихата Зейбекчи (Nihat Zeybekçi), Демирташ отмечает: «Если министр экономики говорит об отсутствии необходимости принятия мер, значит, доллар поднимется, возьмет верх, а затем отступит». Приводя пример России, Демирташ предупреждает: «У Турции есть наглядный пример перед глазами. Задирание, крики не помогут справиться с финансовыми рынками. Пример — Россия! Мотайте на ус».
Экспортеры овощей и фруктов на пороге банкротства
Больше всего от того, что национальная валюта России резко утратила свою стоимость относительно доллара, пострадал турецкий сектор овощей и фруктов. После того, как многие окружающие Россию страны, в том числе и Турция, вышли на российский рынок после обмена России и Запада санкциями, они столкнулись с проблемами и разочарованием. Совместное заявление для прессы по данному вопросу было сделано руководителями пяти турецких союзов экспортеров свежих овощей и фруктов Мустафой Сатыджи (Mustafa Satıcı), Салихом Чалы (Salih Çalı), Латифом Уналом (Latif Ünal), Али Каваком (Ali Kavak) и Ахметом Хамди Гюрдоганом (Ahmet Hamdi Gürdoğan). Они заявили о необходимости принятия скорейших мер, направленных на дальнейшее развития сектора, сохранение позиций экспортеров на внешних рынках, смягчение возникающих на них негативных условий и хотя бы частичное возмещение ущерба, с которым экспортеры свежих овощей и фруктов столкнулись к настоящему моменту. При этом прибыль, которую экспортеры рассчитывали получить за последние три месяца продаж на российском рынке, улетучилась на 60-70%, говорится в заявлении. «В то время как три месяца назад курс американской валюты составлял 38 рублей, сейчас один доллар покупается за 80 рублей. Тот факт, что из-за введенного против России эмбарго страны, входящие в ЕС, продают свою продукцию в границах этого объединения, наша торговля на рынке ЕС также подрывается. С другой стороны, негативное влияние на экспорт оказывает экономический и политический хаос, который можно наблюдать сегодня в странах, являющихся важными рынками для Турции, а также на Ближнем Востоке, в Ираке, на Украине».