Почему Польша повышает расходы на оборону и считает Россию потенциальным врагом, а Чешская Республика не меняет свою военную доктрину и к России относится «терпимо»? И Чехия, и Польша — бывшие социалистические страны, повидавшие на своей территории советскую армию — совсем по-разному строят военную политику. Хотя оба государства при этом состоят и в ЕС, и в НАТО.
Совсем недавно правительство Польши приняло решение ускорить реформу армии. Изначально планировалось, что весь процесс закончится к 2022 году, но теперь это произойдет гораздо быстрее.
Поляки закупают новое оружие, меняют военную доктрину и выделяют на оборону в два с лишним раза больше денег, чем чехи. Почему польская военная политика так сильно отличается от чешской? На этот вопрос отвечает заместитель председателя комитета по обороне парламента Чехии Александр Черный, представляющий оппозиционную коммунистическую партию Чехии и Моравию.
Александр Черный: Польша традиционно относилась и относится к тем странам НАТО, которые выделяли на вооружение максимальное количество средств. Польша в этом ряду стоит, к примеру, рядом Великобританией. Около 2% ВВП — на нужды военных. В Чехии на оборону выделятся 1% ВВП, сейчас правительство хочет поднять эту цифру до 1,4%. Но польская армия — совсем иная, чем чешская. В планах Польши — вообще иметь одну из самых сильных сухопутных армий в Европе, и они к этой цели удачно движутся. Нам бы стоило перенять у поляков одну вещь. А именно — инвестировать деньги в оборону своего государства, что поляки с успехом делают. Чтобы армия выполняла свою главную задачу, указанную в конституции. Это охрана страны. И только потом — участие в операциях НАТО по всему миру. Чешская военная система на данный момент, к сожалению, построена иначе, чем польская. Мы все подчинили нуждам НАТО. Полностью подстроились под их пожелания и требования. Получилось, что у Чехии есть несколько суперпрофессиональных элитных вооруженных формирований, которые готовы действовать в любой точке мира в любой момент. Они и правда — на высшем уровне, одни из лучших в мире. Но нормальной армии в Чехии нет. К примеру, есть истребители, но ведь система ПВО — это не только самолеты. А полноценной системы ПВО у нас нет, так как на этом не настаивает НАТО. Нет оружия всех видов, разумного распределения военного бюджета. И с той армией в 16,5 тысяч человек и с тем вооружением, которым она обладает, мы не можем обеспечить обороноспособность нашей страны.
— Недавно министр обороны Польши заявил, что сейчас ситуация в Европе накалена как во время холодной войны прошлого века. Напряжение, предчувствие настоящей войны, угроза со стороны России. Как вы можете прокомментировать эти слова главы польского военного ведомства?
— Я с его мнением не согласен. В мире много глобальных угроз. Я могу прямо сейчас прочитать вам фрагмент аналитической записки чешского минобороны, которую наш парламентский комитет получил на прошлой неделе. В списке угроз там России вообще нет. Вот они угрозы, которые министерство обороны Чехии и генштаб считают серьезными: оружие массового поражения, кибернетические атаки, исламский фундаментализм, организованная преступность, терроризм, перемена климата, рост населения, недостаток воды и питания, конфликты, связанные с экономической нестабильностью. Мне кажется, что причина напряжения в Европе заключается в том, что США не могут осознать — война между ними и Россией нереальна. Это глупость. Безответственно играть в игру, которая накаляет ситуацию в Европе и пугает небольшие страны. Мы можем что угодно думать о России, но ее стоит уважать хотя бы потому, что она — ядерная держава. А США и НАТО расширяют свое присутствие по всему миру, дразнят Россию, всюду — военные базы. Достаточно посмотреть на карту.
— Вы все же признаете, что ситуация в Европе накалена. Стоит ли чешской армии вооружаться из-за возможных непредсказуемых поступков со стороны России, пусть даже как ответ на какие-то действия НАТО?
— Я, прежде всего, отвергаю саму идею и концепцию, что Россия — агрессор, который планирует напасть на Словакию, Чехию или Польшу. Это абсурд. Но не приближать границы НАТО к России — это куда больший шаг для обеспечения мира в Европе и снижения напряженности, чем повышать расходы на оборону. Я вообще сторонник того, чтобы со временем НАТО самораспустилась, как это когда-то было с военным блоком стран Варшавского договора. Потому что в том числе и НАТО создает напряжение в Европе. Однако Чехия — член североатлантического альянса, мы знаем, как там принимаются решения, и мы можем хоть на что-то влиять. Да, мы небольшое государство с маленькой армией. Но в рамках НАТО и голос маленькой страны может быть сильным.