Спад цен на нефть стал тем, к чему российской экономике уже давно стоило готовиться. Но путинский режим поддерживал ее отсталость и зависимость от одного единственного товара.
Проблемы России — не результат западных санкций. Да, они способствовали трудностям, но решающую роль сыграла политика Путина и его предшественников, возглавлявших Россию и Советский Союз.
Речь не только об оккупации Крыма и востока Украины. Это перешло все границы, но подобная внешняя агрессия была всего лишь логичным (хотя и не обязательным) продолжением политики путинского режима и его неспособности и нежелания создать для российской экономики более крепкую основу. То, что сегодня происходит с рублем и российской экономикой, уже давно витало в воздухе, и, скорее всего, нечто подобное случилось бы и без вмешательства санкций.
В 2007 году российский экономист и бывший премьер-министр Егор Гайдар написал, что крах СССР начался еще в середине 70-х годов из-за высоких цен на нефть. Советское руководство было уверено, что эти большие прибыли от продажи нефти будут вечными, особенно если оно само этому поспособствует. В том числе, поэтому СССР поддерживал террористические движения, угрожающие добыче нефти некоторыми арабскими режимами. Однако советские руководители пренебрегали любой модернизацией и развитием иных отраслей советской экономики — а зачем, если нефть все оплатит — и, воодушевленные мнимой экономической мощью, шли на рискованные авантюры за рубежом вроде оккупации Афганистана.
Эти приключения стоили Москве не только огромных денег — она настроила против себя нефтяные монархии, что стало одной из причин того, что они сворачивали свою политику по ограничению добычи и удержания высоких цен на нефть. Современная работающая экономика справилась бы с падением нефтяных цен — так же как западный мир справился с предшествующим резким ценовым ростом. Но советская экономика не была таковой ни на йоту. Для нее ограниченность и праздность коммунистических правителей и зависимость от единственного типа товара оказались смертельны.
Упомянутые характеристики российского руководства и экономики остались таковыми и сегодня — только руководство официально уже не зовется коммунистическим. И глобальный рынок нефти сегодня сложнее, чем в 80-е годы, так что всякие попытки им политически манипулировать в большинстве своем остаются безуспешными.
Сегодня за падением цен на нефть стоит не стремление ослабить Россию, а хитросплетение глобальных факторов, начиная со снижающегося спроса вплоть до усилий традиционных экспортеров косвенным путем снизить цены на газ (связанные с ценами на нефть) и тем самым воспрепятствовать добыче сланцевого газа (которая при низких ценах уже не окупается).
Но все это было если не гарантировано, то хотя бы предсказуемо еще много лет назад. Так что снижение цен на нефть было тем, что мало-мальски дальновидное руководство государства, зависимого от экспорта нефти, могло реально просчитать и к чему могло подготовиться. Но Путин удерживал Россию в состоянии экономической и общественной отсталости и своими авантюрами отпугнул даже тех западных инвесторов, которые могли бы модернизировать российскую экономику и сформировать более крепкую ее основу. Так что при такой политике спад был вероятен даже без санкций, которые, правда, еще приблизили его наступление.